Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся в рамках реализации ООП среднего общего образования

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол № 6 от 03.04.2020 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ 5 г. Углегорска
№ 91/1-А от 03.04.2020 года

Положение
об итоговом индивидуальном проекте учащихся в рамках реализации
ООП среднего общего образования
1.
Общие положения
Положение «Об итоговом индивидуальном проекте обучающихся» (далее –
Положение) в МБОУ СОШ№ 5 г. Углегорска (далее – школа) регламентирует
деятельность школы по организации работы над индивидуальным проектом (далее
ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.1
Положение разработано на основании
следующих нормативных
документов:
1.1.1. Нормативная база федерального уровня:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
413 от 17.05.2012 (с изменениями и дополнениями в редакции приказов Министерства
образования и науки Российской Федерации № 1645от 29.12.2014, №1578от 31.12. 2015);


Приказа Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования"

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
1.1.2.Письма Министерства образования и науки Российской Федерации,
Министерства просвещения РФ:
1.1.3.Документы школы

Устав МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска

Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
среднего общего образования.
1.2
Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации
работы над ИИП) в связи с реализацией ОП СОО.
1.3
Организация работы над индивидуальными итоговыми проектами
обучающихся может осуществляться через урочную, внеурочную деятельность и
систему воспитательной работы.
1.4
ИИП представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои

достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую, иную).
1.5
ИИП выполняется обучающимся в течение одного или нескольких
учебных лет и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования
или разработанного проекта.
2. Цель и задачи итогового индивидуального проекта
2.1
Цель: продемонстрировать достижения обучающихся в самостоятельном
освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую, иную).
2.2
Задачи:
 укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившуюся в школе
систему проектной деятельности;

расширять области тематического исследования в проектной
деятельности;

укреплять престиж участия в проектной деятельности, воспитывать
сознательное, ответственное отношение к занятиям в проектно-образовательной сфере;

обучать планированию собственной деятельности;

формировать навык сбора и обработки информации, материалов, в том
числе в сети Интернет;

развивать умение анализировать;

формировать и развивать умения составлять письменный отчёт о
самостоятельной работе над индивидуальным итоговым проектом;

формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную
позицию;

формировать систему межпредметной интеграции и целостной картины
мира.
3. Проект как форма итоговой аттестации обучающихся
3.1 Индивидуальный итоговый проект должен быть выполнимым и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося.
3.2 Тема индивидуального итогового проекта должна быть интересна для
обучающегося и совпадать с зоной его ближайшего развития.
3.3 Индивидуальный итоговый проект может включать один из аспектов
избранной проблемы, тем самым быть открытым для её дальнейшего изучения.
3.4
Индивидуальный итоговый проект должен иметь практическую
направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в той
или иной сфере человеческой деятельности.
3.5 Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных обучающимся в ходе освоения
образовательных программ по учебным предметам.
4. Требования к организации работы над индивидуальным итоговым
проектом
4.1 Общее руководство проектной деятельностью на уровне основного общего
образования осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

4.2 Кураторами проектной деятельности обучающихся являются учителя,
реализующие ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего
образования; педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы;
сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
4.3 Инициатором в выборе куратора проекта является обучающийся.
4.4 Куратор проекта назначается приказом директора.
4.5 Основными функциями куратора проекта являются

определение темы и
составление
плана
работы
по
индивидуальному проекту совместно с обучающимся;

консультирование по вопросам содержания и последовательности
выполнения всех этапов индивидуального итогового проекта;

оказание помощи обучающемуся в подборе и анализе необходимой
информации, оформлении результата и подготовки к защите;

контроль хода выполнения проекта;

мотивирование обучающегося на качественное выполнение работ по
индивидуальному проекту.
4.6 Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой
будет проходить работа над индивидуальным итоговым проектом.
4.7 Обучающиеся вместе с куратором выбирают тему, определяют результат
(продукт) работы и её жанровые особенности, планируют деятельность.
4.8. Сроки защиты индивидуальных итоговых проектов утверждаются приказом
директора.
4.9. К защите представляются
 Папка ИИП (материалы, графики, таблицы)
 Паспорт ИИП
 Презентация
 Текст (план) публичного выступления
 Проектный продукт (реальное изделие, фото/видеоотчет).


5. Требования к содержанию и направленности индивидуальных
итоговых проектов
5.1.
Индивидуальный итоговый проект может быть по содержанию:
 монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;
 метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;
5.2 Виды проектов:
Информационные проекты

Назначение: проект, целью которого является сбор, анализ и
представление информации по какой-либо актуальной предметной / межпредметной или
предпрофессиональной тематике.

Проектные продукты: дайджесты, публикации, электронные и бумажные
справочники, электронные страницы на сайте образовательной организации, экскурсии
(в том числе интерактивные).

Примеры проектов: «Булгаковские» улицы в городах; способы расчёта
площадей фигур.
Игровые проекты

Назначение: направлены на создание, конструирование или модернизацию
игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного
содержания.

Проектные продукты: настольная или электронная игра, программное
обеспечение, компьютерная анимация, конструкторы.


Примеры проектов: развитие жизни на Земле (настольная игра);
вооружение древних воинов (конструктор)
Ролевые проекты

Назначение: реконструкция или проживание определённых ситуаций,
имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими
новыми ситуациями.

Проектные продукты: модель системы школьного самоуправления,
сценарий сюжетно-ролевой игры.

Примеры проектов: школьный парламент; школьная газета («Школьный
вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан», «Школьные времена» и т.п.).
Прикладные проекты

Назначение: проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект,
направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь
какой-то идеи.

Проектные продукты: учебное пособие, чертеж, модель, макет.

Примеры проектов: учебное пособие «Виды кристаллов в природе»; макет
школьной метеостанции.
Социальные проекты

Назначение: проект, который направлен на повышение гражданской
активности обучающихся и населения и предполагающий сбор, анализ и представление
информации по какой-нибудь актуальной социально значимой тематике.

Проектные продукты:
акции,
сценарии
волонтерских
(благотворительных мероприятий).

Примеры проектов: общешкольное мероприятие «Нет наркотикам!»;
организация волонтёрской помощи ветеранам войны
Учебно-исследовательские проекты

Назначение: определение, изучение (поиск, наблюдение, систематизация)
или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением в рамках
одного или нескольких учебных предметов.

Проектные продукты: учебно-исследовательская работа, аналитический
отчет о проведенном исследовании.

Примеры проектов: исследование магнитных свойств вещества; связь
мифов Евразии, Востока и Америки с физическими представлениями о происхождении
мира
Творческие проекты

Назначение: проект, направленный на создание какого-то творческого
продукта и предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению
результатов работы.

Проектные продукты: спектакль, игра, сказка, праздник (продукты
представляются со сценариями), изделия декоративного или декоративно-прикладного
искусства, видеоролик, выставка.

Примеры проектов: инсценировка спектакля; художественная выставка.
Инженерные проекты

Назначение: создание или усовершенствование принципов действия, схем,
моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин.

Примеры проектов: реконструкция метательных машин Леонардо да
Винчи.
5.3 Темы индивидуальных проектов разрабатывает образовательное учреждение.
В ходе освоения ООП СОО обучающиеся
выбирают тему проекта из числа

предложенных, причем обучающийся может предложить свою тематику проекта в
соответствии с индивидуальными интересами.
5.4 Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ с учетом особенностей образовательного учреждения:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенном учебном исследовании, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет и др.;
г) программные продукты, мультимедийные продукты, видеоролики,
видеофильмы, веб-сайт;
д) кейс решений, социальная акция и др.;
е) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут в т.ч.
мультимедийные продукты и другие.
5.5 Продукт проектной деятельности должен обладать определенными
потребительскими
качествами и позволять решить личностную или социально значимую проблему.
Продукт
проектной деятельности должен иметь практическое применение, быть
востребован в жизни.
5.6 Этапы работы над индивидуальным итоговым проектом:
В процессе подготовки индивидуального итогового проекта можно выделить три
главных этапа:
подготовительный
основной
презентационный (заключительный)
Подготовительный этап

выбор темы

выбор куратора проекта

разработка плана реализации проекта

описание ожидаемых результатов
Основной этап

поиск и анализ необходимой литературы

апробация метода исследования

согласование с куратором рабочих материалов

проведение исследования

оформление работы
Заключительный этап

редактирование и оформление текстовой части

подготовка презентации проекта

подготовка выступления

защита проекта
5.7 Представление индивидуальных итоговых проектов может быть проведено в
форме:

компьютерной презентации с описанием продукта, демонстрации прибора,
макета, конструкции (в том числе ЛЕГО), web-сайта или страницы;


сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения,
сборника материалов;

творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения,
игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;

схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном
носителе), сборника упражнений, практикума;

реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
6. Требования к оформлению индивидуального итогового проекта
6.1 Индивидуальный итоговый проект в 10-11 классе сроком реализации на один
год должен содержать:
6.1.1. Паспорт проекта с краткой аннотацией объёмом не более 4
машинописных страниц.
6.1.2. Описание проекта по структуре объемом до 10 страниц (допустимое
изменение – 10%:
Титульный лист, где указаны:
- полное наименование школы;
- название проекта, автор и руководитель проекта, консультант;
- год его выполнения.
Пояснительная записка, в которой указаны:
- цель и задачи проекта;
- идея и направленность проекта;
- актуальность проекта;
- планируемый результат проекта.
Основная часть, в которой указаны:
- теоретическое и информационное обоснование проекта;
- краткое описание хода выполнения проекта;
- краткое описание полученных результатов, их практической значимости;
- соответствие результата деятельности планируемым результатам;
- список литературы и материально-технических ресурсов.
6.1.3. Краткий отзыв руководителя проекта (рецензия) и заказчика, если
таковой был.
6.1.4. Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок
объемом до 10 страниц (допустимое изменение – 10%).
6.2. Требования к оформлению и форматированию работы:
6.2.1. (формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и
нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое –1,5 см, выравнивание по ширине, отступ 1.25).
6.2.2. Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного
листа) нумеруются.
6.2.3. Ссылки оформляются в соответствии со стандартными требованиями.
6.2.4. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела
располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится.
6.2. 5. Печатный материал дублируется на электронном носителе.
6.3. Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работ организует
оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса.
6.4. В случае реализации проекта сроком на два года в 10-11 классе объем проекта
и результата должен быть пропорционально увеличен в соответствии с количеством
часов учебного плана.
7. Сроки и этапы выполнения индивидуального итогового проекта

7.1. Сроки подготовки и защиты индивидуального итогового проекта
определяются регламентом:
7.2. Регламент работы над проектом:
Этап
№
Срок
Подготовительный
1
Сентябрь

Основной
2

Заключительный
3
Для 9-ых классов
Для 10-ых классов
Для 11 классов

и

Октябрь,
ноябрь

Декабрь
Май
Апрель

Представление
Содержание работы
результатов
Выбор темы, выбор План работы над
куратора
проекта, проектом, описание
разработка
плана ожидаемого
реализации проекта,
результата.
описание ожидаемых
результатов.
Поиск
и
анализ Оформленный
паспорт
проекта,
необходимой
материалы
работы
литературы,
над проектом.
апробация
метода
исследования,
согласование
с
куратором
рабочих
материалов,
проведение
исследования,
оформление работы.
Редактирование
и Защита проекта
оформление текстовой
части,
подготовка
презентации проекта,
подготовка
выступления

8.
Подведение итогов работы над индивидуальным итоговым проектом
8.1. Для защиты ИИП в школе создаётся экспертная комиссия.
8.2. Состав комиссии утверждается приказом директора.
8.3. ИИП может быть представлен в рамках школьного конкурса проектных
исследовательских работ или на итоговой защите.
9. Требования к защите индивидуального итогового проекта
9.1. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений обучающихся.
9.2. Учащиеся 10-11 класса защищают результаты своего проекта ежегодно в апреле-мае
согласно утверждённого приказом директора школы расписания. В случае реализации
проекта в течении двух лет, учащиеся 10 класса предоставляют результаты проекта за
первый год реализации в соответствии с планом работы над проектов. Учащиеся 9 класса
защищают результаты своего проекта в соответствии с планом работы над проектом не
позднее 1 февраля текущего учебного года.
9.3. Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с

обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна
превышать 5-7 минут, количество слайдов в презентации – не более 10.
9.4. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если
таковые возникли).
9.5. Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося
должно содержать:
  обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности;
 цели и задачи проекта и степень их выполнения;
  обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы;
 описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах
 деятельности;
также учитывается:
 эмоциональное воздействие на слушателей,

правильность речи, артистичность,
 умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
оформление проекта.

10. Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов
10.1. Индивидуальный итоговый проект оценивается по критериям:
№

10.1.1. Оценка содержания и оформления проекта
Критерий оценивания
Баллы (от 0 до 2)

Обоснование актуальности темы проекта
Полнота раскрытия темы
Творческий подход к работе
Использование источников
Выбор способов и методов реализации проекта
(исследования)
6. Качество проведенного проекта (исследования)
7. Практическая направленность и социальная
значимость результатов проекта (исследования)
8. Качество представления проекта
9. Качество оформления работы
10. Продукт проекта (исследования)
Итоговые баллы по 20-балльной шкале:
Баллы:
0 – ниже среднего уровня
1 – средний уровень
2– выше среднего уровня
Итоговый балл за содержание проекта:
«5» (отлично) – высокий уровень - 18-20 баллов
«4» (хорошо) – повышенный уровень - 15-17 баллов
«3» (удовлетворительно) – базовый уровень -10-14 баллов
«2» (неудовлетворительно) – менее 10 баллов
1.
2.
3.
4.
5.

№
1

10.1.2. Оценка защиты проекта
Критерий
Баллы
оценивания
1 – доклад зачитывается
Качество доклада

2

Качество ответов на
вопросы

3

Использование
демонстрационного
материала

4

Оформление
демонстрационного
материала

2 – доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 – доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 – кроме хорошего доклада владение иллюстративным
материалом
5 – доклад производит очень хорошее впечатление
1 – нет четкости ответов на большинство вопросов
2 – ответы на большинство вопросов
3 – ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
1 – представленный демонстрационный материал не
используется в докладе
2 – представленный демонстрационный материал
используется в докладе
3 – представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор свободно в нем
ориентируется
1 – представлен плохо оформленный демонстрационный
материал
2 – демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 – к демонстрационному материалу нет претензий

Итоговые баллы по 14-балльной шкале:
Итоговый балл за защиту проекта:
«5» (отлично) – высокий уровень - 13-14 баллов
«4» (хорошо) – повышенный уровень - 9-12 баллов
«3» (удовлетворительно) – базовый уровень - 8-10 баллов
«2» (неудовлетворительно) – 7 баллов и менее
10.1.2. Итоговая оценка за проект:
«5» (отлично) – высокий уровень - 31-34 балла
«4» (хорошо) – повышенный уровень - 24-30 баллов
«3» (удовлетворительно) – базовый уровень -18-23 балла
«2» (неудовлетворительно) – менее 17 баллов
11.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных норм
11.1. Руководитель индивидуального итогового проекта обучающегося работы
обязан:

Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением ИИП;

Оказывать консультационную поддержку обучающемуся;
 Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите индивидуального
 итогового проекта;
 Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
11.2.Обучающийся обязан:

соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта;

соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;

представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или
руководителю
для
проверки
за
2
недели
до
его
защиты.
12.Порядок вступления в силу локального акта
12.1.Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим советом
школы и утверждается приказом директора школы.
12.2.
Положение
публикуется
на
сайте
школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПАСПОРТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

«__________________________________________________________________________»
Название проекта

Выполнил: ___________________________________________________________________,
Ф.И.О.
обучающийся(щаяся) _______ класса
Куратор:______________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
Учебный предмет
(указать предмет(ы), в рамках
которого(ых) выполняется проект)
Вид проекта
(игровой, прикладной,
ролевой, творческий, социальный,
информационный, исследовательский)
Цель проекта
(чего хотим достичь, какой результат
получить?)
Аннотация
(Актуальность, значимость проекта)

Этапы реализации проекта
(план с указанием этапов
(подготовительный, практический,
рефлексивный) и сроков)

Ожидаемые результаты
(что получится в результате
решения задач проекта, какой
продукт создан)

Период работы над проектом:______________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».