положение об организации методической работы

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № 3от 25.09.2019

УТВЕРЖДЕНО
приказом 306/1-А от 27.09.2019

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации методической работы
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №5 г. Углегорска
Сахалинской области
1. Общие положения
Положение об организации методической работы в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной
школе №5 г. Углегорска Сахалинской области (далее – школа) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (ст.19, п.7 ст.48), Уставом школы, с целью улучшения
организации работы педагогов школы в области преподавания предметных
дисциплин, а также повышения квалификации по актуальным проблемам
развития образования.
Настоящее положение определяет цели, задачи, формы организации
методической работы в школе, способы получения информации о современных
научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических
способах организации образовательного процесса, способствует изучению,
обобщению и распространению педагогического опыта.
1.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня
профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для
сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании
учащихся.
1.2. Задачи методической работы в школе:
- оперативно реагировать на запросы учителей по возникающим
педагогическим проблемам: знакомство с достижениями педагогической науки
и педагогической практики, новыми педагогическими технологиями с целью
применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической
деятельности;

- содействовать организации рефлексивной деятельности учителей в ходе
анализа педагогической деятельности и выработки путей решения
педагогических проблем и затруднений;
- оказывать методическую помощь педагогическим работникам: знакомство с
наиболее эффективными способами организации образовательного процесса,
анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в
соответствии с современными требованиями к уровню обученности и
воспитанности учащихся.
1.3.
Методическая работа – система, направленная на формирование
развивающей профессиональной среды учителя.
1.4. В школе действуют 4 предметные кафедры:
 кафедра начальных классов;
 кафедра предметов гуманитарного цикла;
 кафедра предметов естественно – научного цикла;
 кафедра воспитания.
2. Организация методической работы в школе
2.1. Структура методической работы в школе:
ДИРЕКТОР
заместитель
заместитель
заместитель
директора по УВР директора по УВР директора по МР
(ООО, СОО)
(НОО)
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
(председатель)
кафедра
кафедра
кафедра
предметов
предметов
начальных
гуманитарного
естественноклассов
цикла
научного цикла
(руководитель)
(руководитель)
(руководитель)
русский язык
математика
предметы
литература
химия
начальной школы
английский язык
биология
(1-4 классы)
обществознание
физика
история
география
ОРКСЭ
астрономия
музыка
технология
ИЗО
физическая
МХК
культура
2.2. Методический совет

заместитель
директора по ВР

кафедра
воспитания
(руководитель)
классные
руководители
1-11 классов

Методический совет создается с целью организации и координации
деятельности
методической
службы
образовательного
учреждения,
методического обеспечения образовательного процесса.
В состав методического совета входят заместители директора школ,
руководители, творческих групп, педагог-психолог.
Методический совет определяет цели, задачи и направления работы
образовательного учреждения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
План работы методического совета определяется в соответствии с
анализом состояния образовательного процесса школ и ориентирован на
единую методическую тему.
Заседания методического совета проводятся не реже 1 раза в четверть в
соответствии с годовым планированием.
Содержание деятельности методического совета:
 рассматривает и утверждает тематику методических объединений
педагогов, творческих групп и других подразделений методической
работы;
 заслушивает отчеты методических объединений, творческих групп,
выносит оценку результатам их деятельности;
 занимается вопросами совершенствования содержания образования,
внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс,
анализом эффективности их внедрения, организация инновационной
деятельности;
 организует изучение профессиональных интересов, потребностей и
затруднений учителей;
 планирует
мероприятия,
направленные
на
совершенствование
профессионального мастерства педагогов, рост их творческого
потенциала (семинары, практикумы, деловые игры, мастер-классы,
научно-практические конференции и другие активные формы работы);
 координирует работу по изучению, обобщению и распространению
актуального педагогического опыта;
 рассматривает методические материалы, представленные методическими
объединениями, творческими группами, отдельными педагогами для
тиражирования и распространения.
2.3. Предметные кафедры (методические объединения) учителей
Предметные кафедры создаются из числа учителей школы, работающих по
одной и той же специальности или по одному циклу предметов,
совершенствующих своѐ методическое и профессиональное мастерство,

организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к
обучению и воспитанию обучающихся.
Предметная кафедра призвана решать следующие задачи:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам
образования;
 обеспечение преемственности педагогической деятельности в отношении
содержания образования, применяемых педагогических технологий,
внеклассной и внеурочной деятельности; выработка единых требований к
оценке результатов освоения программы на основе образовательных
стандартов по предмету;
 отбор содержания и составление
рабочих программ, программ
элективных и учебных курсов;
 проведение анализа состояния преподавания предмета;
 организация
открытых уроков по определѐнной теме с целью
ознакомления с методическими наработками по предмету;
 изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта;
 инновационная работа по предмету;
 проведение отчѐтов о профессиональном самообразовании учителей;
 организация и проведение предметных недель, организация и проведение
предметных олимпиад, конкурсов.
Деятельность предметных кафедр организуется на основе планирования,
исходя из плана работы образовательного учреждения. При планировании
учитываются индивидуальные планы профессионального образования
учителей. План работы рассматривается
на заседании
методического
объединения и утверждается директором образовательного учреждения.
В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний
методического объединения.
Предметная кафедра учителей имеет право вносить предложения
руководству
образовательного учреждения по распределению учебной
нагрузки при тарификации, проведении занятий предметных кружков,
факультативов, элективов, внеурочной деятельности.
Обязанности членов предметной кафедры:
 каждый учитель должен иметь тему самообразования;
 обязан участвовать в заседаниях предметных кафедр;
 стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
 знать тенденции развития методики преподавания предмета;

 владеть основами самодиагностики педагогической деятельности.
2.4. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и
профессионального мастерства педагогических работников образовательной
организации:
 курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
 проблемные педагогические советы;
 обучающие семинары;
 теоретические и практико-ориентированные семинары;
 школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации
учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам
организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии
занятий);
 участие в работе сетевых сообществах Интернета;
 самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной
методической теме;
 наставничество;
 индивидуальная методическая помощь.
2.5. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление
и распространение опыта инновационной деятельности:
 научно-практические конференции;
 предметные недели,
 заседания предметных кафедр;
 групповые консультации;
 открытые уроки;
 презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ,
элективных курсов и др.);
 публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов
уроков, сценариев мероприятий и др.
2.6. Формы информационно-методической работы:
 разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов
педагогической и управленческой деятельности по различным
направлениям;
 работа в сети Интернет (использование ресурса Интернет как источника
информации по определѐнной теме, переписка, получение информации о
конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.) на
школьном сайте.

3. Участники методической работы школы.
Основными участниками методической работы школы являются:
 учителя;
 классные руководители;
 руководители предметных кафедр;
 администрация школы (директор, заместители директора).
К участию в методической работе могут привлекаться психолог, логопед,
социальный педагог школы.
4. Компетенция и обязанности участников методической работы школы.
4.1. Компетенция участников методической работы.
Учителя и классные руководители:
 участвуют в работе предметных кафедр;
 обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую
деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
 участвуют в методической работе школы, района, края;
 работают над темами самообразования.
Руководители предметных кафедр:
 организуют, планируют деятельность предметных кафедр;
 обеспечивают эффективную работу участников методической работы в
период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции
среди участников методической деятельности;
 готовят методические рекомендации для педагогов школы;
 анализируют деятельность предметных кафедр, готовят проекты решений
для методических советов и педсоветов.
Администрация школы:
 разрабатывает вместе с участниками предметных кафедр методические
материалы;
 определяет порядок работы всех форм методической работы;
 координирует деятельность различных предметных кафедр и
методических мероприятий;
 контролирует эффективность деятельности предметных кафедр;
 проводит аналитические исследования деятельности предметных кафедр;
 стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в
целом.

4.2. Обязанности участников методической работы.
Учителя и классные руководители обязаны:
 систематически посещать занятия предметных кафедр;
 анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические
достижения и способы обучения;
 оказывать содействие в подготовке методических мероприятий,
семинаров, конференций, конкурсов, совещаний.
Руководители предметных кафедр обязаны:
 организовывать деятельность педагогов в различных формах:
индивидуальных, групповых и т. д.;
 разрабатывать планы работы предметных кафедр;
 анализировать деятельность методической работы предметных кафедр;
 проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических
идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;
 обобщать опыт работы педагогов школы.
Администрация обязана:
 создавать благоприятные условия для работы предметных кафедр;
 оказывать всестороннюю помощь руководителям предметных кафедр;
 содействовать тиражированию учебно-методических материалов для
организации деятельности предметных кафедр.
5. Работа педагогов над темами самообразования
5.1. Работа над темой самообразования является одной из основных форм
работы повышения квалификации. Работа педагогов над темами
самообразования является обязательной.
5.2. Целью работы над темами самообразования является систематическое
повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства
участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания
детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта,
новейших достижений педагогической, психологической и других специальных
наук, новых педагогических технологий;
4) развитие в школе инновационных процессов.

5.3. Порядок работы над темой самообразования:
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) затруднений педагогов;
2) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять
от 2-х до 5-ти лет.
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению
педагог представляет наработанный материал. Результат работы по теме
самообразования может быть представлен в любой форме (по желанию
учителя).
Заместитель директора по УВР ведет учет тем самообразования, курирует
деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую
методическую помощь.
5.4. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован
учителям школы к распространению на различных уровнях.
6. Документация
6.1. Методическая работа в школе оформляется документально в форме:
 протоколов заседаний предметных кафедр;
 годового плана методической работы школы, планов работы предметных
кафедр, которые составляются соответственно заместителями директора и
руководителями предметных кафедр;
 аналитических
отчѐтов
о
результатах
методической
работы
руководителей предметных кафедр по итогам года;
 аналитических отчѐтов классных руководителей и учителей –
предметников по итогам года;
 материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических
работников школы (методические пособия, конспекты учебных занятий,
аттестационные портфолио и пр.).
6.2. Планы работы, материалы протоколов заседаний предметных кафедр,
отчѐты о проделанной работе хранятся в учебной части школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».