География, 5-9, аннотация

Аннотация к рабочей программе 5 – 9 класс
1) Название программы: Федеральная рабочая программа основного общего
образования. География для 5-9 классов образовательных организаций, Москва
2022г.
2) Место в учебном плане, трудоёмкость: В системе общего образования «География»
признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной
области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания учебного
предмета «География» на уровне основного общего образования с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий
мир». Учебным планом на изучение учебного предмета «География» отводится 272
часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах. Для
каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования
вариативной составляющей содержания, с учётом потребностей социальноэкономического развития конкретного региона и этнокультурных особенностей
его населения.
3) Цели, задачи:
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
-воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и
мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
-формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсовинформационнотелекоммуникационной сети « Интернет», для описания, характеристики,
объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
-формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении
проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия
серьёзной базы географических знаний.

4) Содержание:
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать
свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у
обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о
составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и
хозяйство людей; о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях
вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; топографо-картографических
знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся
произведения
человеческой
мысли,
обеспечивающие
ориентацию
в
географическом пространстве.
5 класс
№

1.1
1.2

2.1
2.2
2.3

3.1

4.1

5.1
Итого

Раздел 1. Географическое
изучение Земли
Введение. География - наука
о планете Земля
История
географических
открытий
Раздел 2. Изображения
земной поверхности
План местности
Географические карты
Контрольная работа
Раздел 3. Земля - планета
Солнечной системы
Земля - планета Солнечной
системы
Контрольная работа
Раздел 4 Оболочки Земли
Оболочки Земли. Литосфера
– каменная оболочка Земли
Контрольная работа
Заключение

Всего
часов
9ч.

к/р

п/р

2

0

1

7

0

2

5
5
1
5ч.

0
0
1

2
2

4

0

0

1
8ч.
7

1
0

2

1
1ч.
34

1
0
3

1
10

11ч.

6 класс
№

Раздел 4 Оболочки
Земли
Гидросфера
—
водная
оболочка
Земли
Атмосфера
—
воздушная
оболочка
Биосфера
—
оболочка жизни
Заключение
Резервное время

1

2

3

Итого

Всего
часов

к/р

п/р

10ч.

1

3

12ч.

1

2

6ч.

1

1

6ч.
0ч.
34

0

1

3

7

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний
обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты;
развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и
океанов, их крупных регионах и странах, о людях, их населяющих, о культуре,
традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных
природных условиях.
№

1.1
1.2
1.3
1.4

Всего часов
Раздел
1.
Главные
закономерности природы
Земли
Географическая оболочка
Литосфера и рельеф Земли
Атмосфера и климаты
Земли
Мировой
океан
—
основная часть гидросферы

Итого

2.1
2.2
Итого

3.1
3.2
3.3
Итого
Итого

к/р

п/р

4ч.
7ч.
8ч.

1
0
0

1
2
1

6ч.

0

2

3
4
7ч.

0
0

2
1

14
16
6

1
1
0

5
4
1

36ч.
68ч.

4

19

25ч.
Раздел 2. Человечество на
Земле
Численность населения
Страны и народы мира
Раздел 3. Материки и
страны
Южные материки
Северные материки
Взаимодействие природы и
общества

Содержание учебников для 8 и 9 классов посвящены изучению России. Главная
цель — формирование географического образа своей Родины во всём его
многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёхосновных компонентов —
природы, населения, хозяйства. В 8 классе изучаются географическое
пространство, население, природа и природнохозяйственные зоны России, а в 9
классе — отрасли хозяйства и географические районы.
8 класс
№

1.1
1.2
1.3
1.4

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Итого

Раздел 1. Географическое
пространство России
История формирования и освоения
территории России
Географическое положение и
границы России
Время на территории России
Административно территориальное
устройство России. Районирование
территории
Раздел 2. Природа России
Природные условия и ресурсы
России
Геологическое строение, рельеф и
полезные ископаемые
Климат и климатические условия
Моря России. Внутренние воды и
водные ресурсы
Природнохозяйственные зоны
Раздел 3. Население России
Численность населения России
Территориальные особенности
размещения населения России
Народы и религии России
Половой и возрастной состав
населения России
Человеческий капитал

Всего часов
13ч.

к/р

п/р

2

0

1

5

0

0

2
4

0
0

1
1

42ч.
4

0

1

8

0

2

7
7

0
1

3
2

16
13ч.
3
3

1

2

0
1

1
0

2
2

0
0

1
1

1
68

0
2

1
17

9 класс
№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.1
2.2
2.3
Итого

Всего
часов
Раздел 1. Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства России
Топливно-энергетический
комплекс
(ТЭК)
Металлургический комплекс
Машиностроительный комплекс
Химико-лесной комплекс
Агропромышленный комплекс (АПК)
Инфраструктурный комплекс
Обобщение знаний
Раздел 2. Регионы России
Западный
макрорегион
(Европейская
часть) России
Восточный макрорегион (Азиатская часть)
России
Обобщение знаний
Россия в современном мире
2ч.
68ч.

к/р
34ч.
3
6

п/р

0
0

2
2

3
4
6
5
6
2
32ч.
18

0
1
0
0
1
0

1
1
1
1
2
1

1

2

12

1

2

2

0

0

4

15

5) Планируемый результат:
5 – 6 классы
Географическое изучение Земли. Изображения земной поверхности
Выпускник научится:
·
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации,
необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
· пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и
формулировать зависимости и закономерности;
· определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
· составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников;
· представлять в различных формах географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
· читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
· строить простые планы местности;
· создавать простейшие географические карты;
· моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
Оболочки Земли
Выпускник научится:
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных
свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических
различий;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;

· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания
в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
7 класс
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной
культуры регионов и отдельных стран;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
· описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в
географической оболочке;
· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
· оценивать положительные и отрицательные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
8 – 9 класс
Географическое пространство России
Выпускник научится:
· различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
· оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
· использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени
для решения практико-ориентированных задач по определению различий в
поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать возможные изменения географического положения России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной
системы.

Природа России
Выпускник научится:
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны и отдельных регионов;
· сравнивать особенности природы регионов страны;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
· оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
· создавать собственные тексты и устные сообщения (в том числе в форме
презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких
источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий
России, связанные с глобальными изменениями климата;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
· различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов и стран;
· анализировать факторы, определяющие динамику населения России,
половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории
России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни
населения;
· сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
· объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и
размещения населения России и её отдельных регионов;
· находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
· использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и обосновывать с использованием статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о
развитии человеческого капитала;
· оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России
Выпускник научится:
· различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную
структуру хозяйства;

· анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
· объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России;
· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных
задач в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;
· обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России.
Выпускник научится:
· объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов
страны;
· сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
· оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и
процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
· составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и
их частей;
· создавать собственные тексты и устные сообщения о географических
особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией;
· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
регионов;
· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на
территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями
других стран;
· оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
· выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
· объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
6) Виды учебной деятельности:
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки; приводить примеры методов
исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы,

подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или
специально подобранном тексте информацию,
7) Формы организации текущего контроля:
Устный опрос;
практическая работа;
контрольная работа;
тестирование.
8) Используемые УМК и средства обучения:
Учебники:
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География 5-6 класс
Допущено Министерством просвещения Российской Федерации
12- е издание, переработанное. Москва «Просвещение» 2023г., серия «Полярная
звезда»;
7 класс Москва «Просвещение» 2020г.
8 класс Москва «Просвещение» 2021г.
9 класс Москва «Просвещение» 2021г.
Атлас:
для 5- 6 класса изд. Просвещение;
7 класс
8 – 9 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое
пособие
к
учебнику
«Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина
М.: Просвещение, 2019 г
В.В. Николина, География. Мой тренажер 5-6 классы (рабочая тетрадь).2018г
В; В. Николина. География 7 класс. Мой тренажер пособие для учащихся. М
Просвещение 2018.
В. В. Николина География 8 класс . Мой тренажер пособие для учащихся. М
Просвещение 2018.
В; В. Николина. География 9 класс Мой тренажер пособие для учащихся. М
Просвещение 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru
http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/
методические интерактивные кейсы
библиотека ЦОР

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

СЕТИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».