ПРОГРАММА К ЛИНИИ УМК ПО БИОЛОГИИ В. И. СИВОГЛАЗОВА. 10, 11 КЛАССЫ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ Авторы: И. Б. Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является профильным для классов химико-биологической или биолого-географической направленности обучения. Для повышения образовательного уровня и получения навыков практического использования полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. Некоторые разделы включают практические работы, направленные на отработку навыков универсальных учебных действий. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по темам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Антропогенез», «Борьба за существование и естественный отбор», «Теория эволюции», «Этапы познания живой природы», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации. В учебном курсе необходимо предусмотреть распределение материала по разделам и темам (в часах). При этом предлагается два варианта часовой нагрузки: 3 и 5 часов классных занятий в неделю в течение двух лет (10 и 11 классы). Соответственно 210 и 350 часов в течение двух лет. В предлагаемом варианте сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Среднее (полное) общее образование как заключительная ступень общего образования на углубленном уровне направлено на реализацию трех задач: 1) общеобразовательной (завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»); 2) прикладной (создание концептуальной базы для реализации междисциплинарных структурно-логических связей); 3) специальной (предпрофессиональное образование, преемственность общего и профессионального образования и профессиональная ориентация школьников). При этом стандарты второго поколения предусматривают три основные цели среднего (полного) общего образования: ⬝ ⬝ формирование целостного представления о мире; ⬝ ⬝ приобретение опыта разнообразной деятельности (прежде всего познавательной); ⬝ ⬝ подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и/или профессиональной траектории. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1 Вид (64 ч) Раздел 2 Экосистема (32 ч) и 6 часов резерв ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основной образовательной программы к окончанию 11 класса у учащихся необходимо сформировать мировоззрение, отвечающее современному уровню развития науки и общественной практики, общечеловеческим ценностям и идеалам гражданского общества; основы саморазвития и самовоспитания; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебнои -сследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Школьники должны освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия и научиться их использовать в учебной и познавательной деятельности, а также уметь формировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории. В предметной области при углубленном изучении предполагается: ⬝ ⬝ формирование системы научных знаний об общих закономерностях, законах, теориях современной биологической науки; ⬝ ⬝ формирование умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия значимых биологических исследований; ⬝ ⬝ овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; ⬝ ⬝ овладение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата. В процессе изучения курса также ожидается достижение следующих личностных результатов: ⬝ ⬝ формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников; ⬝ ⬝ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; ⬝⬝ сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ. Метапредметными результатами освоения курса биологии являются: ⬝ ⬝ овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; ⬝ ⬝ умение самостоятельно определять цели и составлять планы; ⬝⬝ умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; ⬝ ⬝ умение использовать все возможные ресурсы для достижения целей; ⬝⬝ ⬝⬝ умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приоритетными формами организации учебного процесса являются классический урок, урокпрактикум, урок-семинар, урок-презентация, урок – конференция, контрольно-обобщающий урок. Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания. Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты. Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс , выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, решение логических задач, тестовых заданий. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплектов) для 10 и 11 классов, созданных авторским коллективом (И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов). УМК, кроме печатных носителей (учебник, включенный в Федеральный перечень, рабочие тетради) . 2. Наглядные, демонстрационные и другие средства обучения: ⬝ ⬝ гербарии; ⬝ ⬝ образцы ископаемых растений и животных; ⬝ ⬝ комплект микропрепаратов; ⬝ ⬝ коллекционные образцы представителей местной флоры и фауны; ⬝ ⬝ комнатные растения; ⬝ ⬝ лоток для раздаточного материала; ⬝ ⬝ лупа ручная; ⬝ ⬝ набор препаровальных инструментов; ⬝ ⬝ микроскоп световой школьный; ⬝ ⬝ микроскоп цифровой; ⬝ ⬝ набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ. 3.ФГИС «моя школа» 4.Якласс -https://www.yaklass.ru/