МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru РАССМОТРЕНА педагогическим советом протокол от 25.08.2023 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ СОШ №5 г. Углегорска от 28 .08. 2023 № 262 - А Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска на 2023-2024 учебный год Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – общеобразовательные организации), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (далее – ФООП). 1.1. Программа внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); - Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр2182; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего образования 2021 – ФГОС НОО2021); - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС основного общего образования 2021 – ФГОС ООО2021); - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования – ООО2010); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (далее – ФГОС среднего общего образования – СОО2012); - Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 17.05.2012 №413»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; - Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372; - Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370; - Федеральная образовательная программа среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371; 1.2. Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования. 1.3 Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 1.4 Задачи внеурочной деятельности Создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья. Формировать коммуникативную, этическую, социальную компетентность школьников. Формировать у детей социокультурную идентичность. Развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей. 2. Модель организации внеурочной деятельности Модель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №5 г. Углегорска – оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагог-психолог, библиотекарь и др.). Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в ОО, в содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся: – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник, первый урок); –на занятия, направленные удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) в рамках курса внеурочной деятельности "Россия – мои горизонты". 1 час в неделю – для дополнительного изучения учебных предметов, в том числе краеведение во 2-9 классах. 2.1 Механизм конструирования оптимизационной модели: Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие основные принципы организации внеурочной деятельности: 1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. 2. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. 2.2 Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: - Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. 3. Режим функционирования МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска устанавливается в соответствии с СП 2.4. 3648-20 и Уставом школы. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования школы, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок указанных организаций. 5. Внеурочная деятельность организуется в течение всей рабочей недели с понедельника по пятницу. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. 4. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. 5. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 5-9, 10 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ. 6. План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год. Начальное общее образование Название курса внеурочной деятельности Количество часов в год Всего 1АБ 2АБ 3АБ 4АБ Краеведение 2 1 1 4 Мир деятельности 1 2 2 4 9 Чтение с увлечением 1 1 2 Театр 1 1 Спорт 2 2 Калейдоскоп наук 4 4 Хочу все знать 4 4 Мастерская чтения 2 2 Калейдоскоп проектно – исследовательской 1 1 деятельности младших школьников Разговор о важном 2 2 2 2 8 Итого 6 8 9 12 Основное общее образование Название курса Количество часов в год (по классам и по мероприятиям в целом) внеурочной 5 АБВ 6АБВ 7 АБ 8АБВ 9АБВ Всего деятельности Модуль Спорт 3 2 5 Разговор о важном 3 3 2 3 3 14 Россия – мои 3 2 3 3 11 горизонты Занимательный русский язык В мире клеток и тканей Русское слово Увлекательная грамматика Тайны русского слова Избранные вопросы математики За страницами учебника Решение метапредметных задач Умники и умницы К тайнам слова: увлекательная грамматика Аспекты читательской грамотности Физика в задачах и экспериментах В пространстве текста Я познаю мир Программируй и летай Подготовка к ОГЭ по географии Обществознание. Подготовка к ОГЭ Правила дорожного движения Краеведение Решение математических задач Билет в будущее Модуль: спорт Основы финансовой грамотности Искусственный интеллект Английский в формате ОГЭ 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 4 3 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 1 1 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 5 3 1 2 2 4 1 1 1 1 1 1 1 Итого 12 17 Среднее общее образование Название курса внеурочной деятельности Практическая биология Основы начальной военной подготовки Разговор о важном Россия – мои горизонты Основы начальной военной подготовки Итого 13 14 20 76 Количество часов в год 10 1 2 1 1 1 6