Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Углегорска Сахалинской области Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол №_1 от28.08.2024 Утверждено Приказ №_____ _________________________ _______________(Маркова Сон ОК.) от__________ Директор МБОУСОШ №5 Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 А класса «Трудные вопросы словесности» Планирование составлено на основе Планирование составлено на основе Программы элективных курсов. Русский язык. 9-11 классы / под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007 на 2024-2025 учебный год учителем русского языка и литературы Соболева Е.Н. Углегорск 2024 Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Трудные вопросы словесности» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Программа для курса по русскому языку для 9 класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова – М.: Просвещение, 2011 г. и на основе Программы элективных курсов. Русский язык. 9-11 классы / под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007 Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Цель данного курса – формирование у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ. Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки. Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). В ходе занятий учащиеся должны: овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников; научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля; овладеть формами обработки информации исходного текста; научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание I. Введение Комплексный анализ текста – один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции. II. Работа над текстом Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи. III. Виды грамматического разбора Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений. IV. Целостное рассмотрение текста Комплексный анализ текстов различных стилей речи. Тематическое планирование № 1-2 3-4 5-6 7-8 Тема Кол-во часов 2 Текст и его строение. Признаки текста. Повторение орфографии: правописание гласных в корнях с безударной гласной, при чередовании звуков Повторение синтаксиса: словосочетания, их виды Определение функционального стиля речи 2 Повторение орфографии: Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц Повторение синтаксиса: Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого. Работа со смысловыми типами речи 2 Повторение орфографии: Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные). Повторение синтаксиса: Тире в простом и сложном предложениях. Тема текста и его микротемы. 2 Повторение орфографии: Правописание приставок Повторение синтаксиса: Однородные члены предложения 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Работа с основной мыслью текста 2 Повторение орфографии: Правописание суффиксов и окончаний Повторение синтаксиса: Вводные и вставные конструкции. Обращения. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) 2 Повторение орфографии: Правописание Н и НН Повторение синтаксиса: Обособленные члены предложения. 2 Практическое занятие – КАТ Повторение орфографии: Правописание Ъ и Ь Повторение синтаксиса: Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. 2 Повторение орфографии: Правописание частиц НЕ и НИ. Повторение синтаксиса: Сложносочинённые предложения, знаки препинания при них. Смысловые и грамматические связи предложений. 2 Повторение орфографии: Правописание наречий Повторение синтаксиса: Сложноподчинённые предложения, их виды Анализ композиции текста. 2 Повторение орфографии: Правописание предлогов Повторение синтаксиса: Бессоюзные сложные предложения. Изобразительно-выразительные средства языка. 2 Повторение орфографии: Правописание союзов Повторение синтаксиса: Синтаксические конструкции с союзом КАК Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного 2 стиля» Повторение орфографии: Правописание частиц и междометий. Повторение синтаксиса: Сложные предложения с различными видами связи. Языковой анализ текста. 2 Создание собственных текстов. Повторение орфографии: Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Повторение синтаксиса: Прямая и косвенная речь Урок – практикум «КАТ» 2 Повторение орфографии: Слитное, дефисное и раздельное написание слов Повторение синтаксиса: Стилистические функции порядка слов Комплексный анализ публицистического текста 2 Повторение орфографии: Правописание глаголов и деепричастий Повторение синтаксиса: Стилистика сложных синтаксических конструкций. Комплексный анализ научного текста 2 Повторение орфографии: Правописание прилагательных и причастий Повторение синтаксиса: Стилистические фигуры речи. Контрольная работа. Комплексный анализ текста. 2 Повторение орфографии: Классификация типов ошибок. Повторение синтаксиса: Стилистические особенности прямой и косвенной речи. ИТОГО 34