Трудные вопросы словесности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Углегорска Сахалинской области

Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы
протокол №_1 от28.08.2024

Утверждено
Приказ №_____

_________________________

_______________(Маркова Сон ОК.)

от__________

Директор МБОУСОШ №5

Рабочая программа
внеурочной деятельности для 9 А класса
«Трудные вопросы словесности»
Планирование составлено на основе
Планирование составлено на основе Программы элективных курсов. Русский язык. 9-11
классы / под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007
на 2024-2025 учебный год

учителем русского языка и литературы Соболева Е.Н.

Углегорск
2024

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Трудные вопросы словесности»
рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу
русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и
намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Программа для курса по русскому языку
для 9 класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов
Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова – М.: Просвещение, 2011
г. и на основе Программы элективных курсов. Русский язык. 9-11 классы / под ред.
С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные
навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где
независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи.
Цель данного
курса –
формирование
у девятиклассников
предметных
компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для
успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и
систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить
коммуникативные навыки.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов,
на систематизацию языковых знаний – 19 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных
материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников;
 научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
 овладеть формами обработки информации исходного текста;
 научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных,
творческих
способностей
и
моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.

Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,

речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной
литературы.

Содержание
I. Введение
Комплексный анализ текста – один из способов реализации педагогической технологии
формирования текстовой компетенции.
II. Работа над текстом
Текст и его строение.
Определение функционального стиля текста.
Работа со смысловыми типами речи.
Работа с основной мыслью текста.
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.
Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные
стили речи.
III. Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и
словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV. Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

Тематическое планирование
№
1-2

3-4

5-6

7-8

Тема

Кол-во
часов
2

Текст и его строение.
Признаки текста.
Повторение орфографии: правописание гласных в корнях с безударной
гласной, при чередовании
звуков
Повторение синтаксиса: словосочетания, их виды
Определение функционального стиля речи
2
Повторение орфографии: Слова с непроверяемой гласной в корне слова,
гласные после шипящих и Ц
Повторение синтаксиса: Простое предложение. Односоставные и
двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого.
Работа со смысловыми типами речи
2
Повторение орфографии: Правописание согласных в корне слова
(удвоенные, непроизносимые, парные).
Повторение синтаксиса: Тире в простом и сложном предложениях.
Тема текста и его микротемы.
2
Повторение орфографии: Правописание приставок
Повторение синтаксиса: Однородные члены предложения

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

Работа с основной мыслью текста
2
Повторение орфографии: Правописание суффиксов и окончаний
Повторение синтаксиса: Вводные и вставные конструкции. Обращения.
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) 2
Повторение орфографии: Правописание Н и НН
Повторение синтаксиса: Обособленные члены предложения.
2
Практическое занятие – КАТ
Повторение орфографии: Правописание Ъ и Ь
Повторение синтаксиса: Присоединительные конструкции. Уточняющие
члены предложения
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.
2
Повторение орфографии: Правописание частиц НЕ и НИ.
Повторение синтаксиса: Сложносочинённые предложения, знаки
препинания при них.
Смысловые и грамматические связи предложений.
2
Повторение орфографии: Правописание наречий
Повторение синтаксиса: Сложноподчинённые предложения, их виды
Анализ композиции текста.
2
Повторение орфографии: Правописание предлогов
Повторение синтаксиса: Бессоюзные сложные предложения.
Изобразительно-выразительные средства языка.
2
Повторение орфографии: Правописание союзов
Повторение синтаксиса: Синтаксические конструкции с союзом КАК
Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного 2
стиля»
Повторение орфографии: Правописание частиц и междометий.
Повторение синтаксиса: Сложные предложения с различными видами
связи.
Языковой анализ текста.
2
Создание собственных текстов.
Повторение орфографии: Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Повторение синтаксиса: Прямая и косвенная речь
Урок – практикум «КАТ»
2
Повторение орфографии: Слитное, дефисное и раздельное написание слов
Повторение синтаксиса: Стилистические функции порядка слов
Комплексный анализ публицистического текста
2
Повторение орфографии: Правописание глаголов и деепричастий
Повторение
синтаксиса:
Стилистика
сложных
синтаксических
конструкций.
Комплексный анализ научного текста
2
Повторение орфографии: Правописание прилагательных и причастий
Повторение синтаксиса: Стилистические фигуры речи.
Контрольная работа. Комплексный анализ текста.
2
Повторение орфографии: Классификация типов ошибок.
Повторение синтаксиса: Стилистические особенности прямой и косвенной
речи.
ИТОГО 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».