АОП по природоведению, 5 класс, УО(ИН) в.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
2022г.

Утверждено приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от
2022г. №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (CКП для детей с УО)
основное общее образование – 2 ступень
для уч-ся 5А класса Ри Дарьи

срок реализации: 1 год

г. Углегорск

2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Природоведение»
предназначена для учащихся 5 класса, разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) с использованием учебно-методического
комплекса: Т.М Лифанова, Е.Н. Соломина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение»,2020.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в
образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного
плана.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных
недели). Возможно увеличение и уменьшение количества часов в зависимости от годового
календарного учебного графика.
Ценностные ориентиры содержания учебного материала.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 классов.
Курс «Природоведение» в школе для детей с нарушением интеллекта ставит своей
целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний. В процессе изучения природоведческого материала у
обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное,
логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать причинноследственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания дети с ограниченными возможностями здоровья
получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим
миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе:
они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками,
наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и
животных, получают элементарные сведения об охране здоровья. Курс «Природоведение»
не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных
представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и
естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Особое внимание обучающихся направлено на

характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех
живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны
растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными
и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт
обучающихся.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и даѐт возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечен
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
-постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Для

реализации

программного

содержания

курса используется

учебник:

«Природоведение, 5 класс»: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М
Лифанова, Е.Н. Соломина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение»,2020.

Содержание учебного предмета «Природоведение»
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
1.

Введение.
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем
необходимо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения,
животные, человек.

2.

Вселенная.
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученыеастрономы. Для чего изобрели телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория.
Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное
тело. Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звѐзды
маленькими. Зачем всему живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела
Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты получили свои названия.
Расстояние планет Солнечной системы от Солнца, последовательность их расположения
от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев
– советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник
советской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в
настоящее время. Телескоп, его применение. Межпланетные автоматические станции и
для чего их используют.
Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый
космонавт, который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой
СССР. День космонавтики, история праздника. Валентина Николаевна Терешкова –
первая женщина космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной космической станции.
Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное
время суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью.
Занятие школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в
разных точках земного шара.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара
вокруг Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки каждого
времени года. Красота природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий
людей в зависимости от времени года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей
планеты. День летнего солнцестояния - самый длинный день в году. Самый короткий день
в году - день зимнего солнцестояния.
Практические работы.
Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсия.
Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным
небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
3.

Наш дом – Земля.
Воздух.
Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной
системы. Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой и неживой природы.
Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера. Вода на Земле.
Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные.
Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Еѐ
значение. Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим воздух. Что может
случиться с Землей, если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ.
Что спасает людей от отравления углекислым газом.
Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объѐм воздуха, сколько места
он занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем
нужно рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха.
Почему звери и птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как
человек использует свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных
работах. Как устроен термос.
Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства
теплого и холодного воздуха. Определение движения воздуха. Проведение опыта.
Применение знаний о свойствах воздуха человеком.
Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом.
Температура воздуха в разные времена года и время суток. Прибор для измерения
температуры воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила
пользования им. Благоприятная температура воздуха для человека. Определение
температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский ученый Андерс Цельсий.
Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие
беды он может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения
направления ветра. Почему воздух быстро движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган.
Вред, наносимый ураганом. Буря, шторм. Буран.
Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и
применение. Свойство кислорода поддерживать горение. Важность кислорода для
человека, животных и растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и
применение углекислого газа, какие вред и пользу он может приносить человеку.
Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха.
Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые.
Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение,
способы добычи. Свойства полезных ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия –
богатая полезными ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное отношение к
полезным ископаемым.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для
стройки изготавливают из строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид,
свойства, места добычи, где и для чего используется. Известняк, внешний вид, свойства,
места добычи, где и для чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный
известняк. Мел. Почему мрамор называют самым ценным камнем. Почему Москву
называли белокаменной.
Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина,
внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Подземная питьевая
вода. Колодцы, скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные ископаемые.
Использование глины в медицине.
Горючие полезные ископаемые.
Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места
добычи, где и для чего используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему
нельзя разводить костры на торфяниках.
Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего
используется. Окаменелости в залежах угля и торфа.
Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего
зависит способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры. Обозначение месторождений угля на
карте. История открытия Печорского месторождения каменного угля.
Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи,
где и для чего используется. Отличие нефти от каменного угля. Основное свойство нефти.
За что нефть ценят во всем мире. Танкер. История происхождения нефтяных
месторождений, их обозначение на карте. Крупные месторождения нефти в России.
Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место
добычи нефти. Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепровод. Хранилища
для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефть называют «черным золотом».
Продукты переработки нефти. Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия.
Почему очень важно не допустить утечку нефти.
Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы
почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газа в России. Как обозначаются
на кате месторождения газа.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят.
Как из железных руды человек получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства,
места добычи, где и для чего используется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи,
где и для чего используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов:
цвет, блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие
стали и чугуна. Предметы, сделанные из металла. История развития российского
производства чугуна. Обозначение месторождений железной руды на карте.
Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных
металлов. Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность,
устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где и для чего
используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид, свойства (цвет, твердость,
пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность, места добычи, где и для
чего используется. Отличие меди. Применение цветных металлов. История знакомства
людей с металлами, когда и как человек научился применять металлы и какие из них он
узнал первыми.
Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие,
внешний вид. Где используются благородные металлы. Самородок. Благородные металлы
в промышленности, медицине, ювелирном деле. Ювелир. Благородные металлы в слитках
и монетах.
Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые.
Значение полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов
полезных ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных ископаемых.
Бережное отношение к богатствам природы.
Вода.
Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны,
реки, озѐра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живых организмов. Значение воды в
жизни человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.
Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые
вещества. Запах воды, что можно определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет.
Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете.
Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов.
Минеральная вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень солености морской воды.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства.
Фильтры для очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду
считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается, использования человеком,
грязная вода.
Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных
состояниях. Температура воды и еѐ измерение. Единица измерения температуры воды –

градус. Температура плавления льда и кипения воды. Когда вода превращается в лѐд. Что
происходит с водой при еѐ кипении. Красота воды.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Что происходит при нагревании и охлаждении воды. Применение знаний о
свойствах воды в быту.
Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба,
что это такое и для чего человек их строит.
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище.
Экономия питьевой воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы
пресной воды.
Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в
природе. Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные объекты.
Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование
человеком рек. Бережное отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные
водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие.
Использование этих водоемов человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в
мире. Чем опасно болото.
Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей
и океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря. Охрана и
бережное отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение
для человека.
Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам.
Что люди делают для охраны водоемов.
Поверхность суши. Почва.
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное
место для жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов.
Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям
нравиться отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор.
Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода,
минеральные соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая (перегной)
часть почвы. Питательные вещества в почве.
Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозѐмные почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее
и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины
и глинистых почв по водным свойствам. Почва характерная для нашего края.
Чернозѐмные почвы России.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве. Удобрения для почвы.

Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное
свойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородности
почвы, улучшения еѐ состава. Охрана почвы – задача всех людей на
Земле. Международная организация «Гринпис» («Зеленый лес»).
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы.
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1ч)
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности
Земли, водоѐмы).
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
4.

Есть на земле страна Россия.
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Символы России. Россия – самое большое государство в мире. Цвета физической карты.
Границы России (сухопутные и морские). Пограничники.
Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого
океана. Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.
Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина.
Западносибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.
Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена,
Амур.
Москва – столица России. История основания и развития Москвы.
Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль,
Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.
Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга.
Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость,
Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние
города России. Достопримечательности.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.
Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озѐр Омской и
Новосибирской областей.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоѐмы.
Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия»
Практические работы.
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей
страны, изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовление альбома «Россия – наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в
месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или
сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей
местности).
Межпредметные связи.
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Календарно-тематическое планирование 5 класс (2 часа в неделю)
№

1.1
1.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26
3.27
3.28
3.29
3.30
3.31
3.32
3.33
3.34
3.35

Тема урока
1.Введение – 2 часа
Что такое природоведение?
Предметы и явления неживой и живой природы
2. Вселенная - 5 часов
Небесные тела: планеты, Звезды.
Солнце. Солнечная система.
Исследование космоса. Спутники.
Смена дня и ночи.
Смена времѐн года.
3.Наш дом-Земля 18 часов
Воздух -10 часов
Планета Земля. Оболочки Земли.
Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха
Температура воздуха. Термометр.
Движение воздуха. Ветер.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
Охрана воздуха.
Обобщение по теме «Воздух»
Полезные ископаемые – 16 часов
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов.
Гранит. Известняк.
Песок. Глина.
Горючие полезные ископаемые.
Торф.
Каменный уголь.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть. Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы. Сталь. Чугун.
Цветные металлы.
Благородные (драгоценные) металлы.
Охрана полезных ископаемых.
Обобщающий урок. Полезные ископаемые.
Вода – 15 часов
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.

кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.36
3.37
3.38
3.39
3.40
3.42
3.43
3.44
3.45
3.46
3.47
3.48
3.49
4.50
4.51
4.52
4.53
4.54
4.55
4.56

5.57
5.58
5.59
5.60
5.61
5.62
5.63
5.64
5.65
5.66
5.67
5.68

Растворимые и нерастворимые вещества.
Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура воды и еѐ измерение.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании.
Работа воды в природе.
Значение воды
Вода в природе: осадки, воды суши.
Круговорот воды в природе.
Воды суши: ручьи, реки.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Моря и океаны.
Охрана воды.
4. Поверхность суши. Почва-7 часов
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.
Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы.
Орана почвы.
Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Поверхность
суши. Почва»
5. Есть на земле страна Россия – 7 часов
Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озѐра России.
Москва – столица России.
Санкт –Петербург.
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов
Великий.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток.
Население нашей страны.
Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.
Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Есть на земле
страна Россия»
Повторение изученного. Контрольная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые результаты освоения программы за 5 класс (на конец года).
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по
формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию
базовых учебных действий.
Базовые учебные действия:
Личностные УД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новых задач;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные УД:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
- пользоваться знаками, символами;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Коммуникативные УД:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик,
-

ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.

Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
 формирование чувства гордости, за свою Родину;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры
других народов;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и их деятельности;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с
легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими
знания,
умения
и
готовность
их
применения
и
представлены
двумя
уровнями: минимальным и достаточным.
Основные требования к умениям учащихся.
1 уровень (достаточный):
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах
по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга;
кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены
на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
2 уровень (минимальный):
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево
леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание
их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
Формы организации учебного предмета.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих
уроков, уроков-экскурсий. Используется индивидуальная работа. Особое место в
овладении данным предметом отводится работе по формированию самоконтроля и
самопроверки.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы
является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках

естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию,
«Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся
знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках
– на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают
закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной
жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы
побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и
познавательную деятельность.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка
усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний,
домашние задания).

Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах
и группах.

Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной
активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приѐмы здоровьесбережения.

Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и
дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии
личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.

Технология коррекционно-развивающего обучения.

Информационно-коммуникативные технологии.

Планируемые результаты освоения природоведения. 5 класс
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные
свойства; что общего и в чем различия между живой и неживой природой;
- расположение Российской Федерации на географической карте.
- Расположение столицы;
-чем занимается население страны; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга,
реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней;
- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их
взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им
обобщенные названия;
- устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и
животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании
наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;
- приводить примеры некоторых представителей растений и животных луга, леса, поля,
сада;
-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить
птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов
и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в
природной среде;
-составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и
другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».