АОП по адаптивной физической культуре, 5-9 класс), ЗПР в. 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1.

Пояснительная записка

Комплект примерных рабочих программ по адаптивной физической
культуре для обучающихся с задержкой психического развития включает
примерную рабочую программу по адаптивной физической культуре для
обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального
общего образования и примерную рабочую

программу по адаптивной

физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития
на уровне основного общего образования.

Примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре
для обучающихся с задержкой психического развития (далее – примерные
рабочие программы, программы)
рабочих

программ по

являются ориентиром для составления

адаптивной

физической

культуре

педагогами

образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные

программы

психического развития (ЗПР). Они

для

обучающихся

с

задержкой

дают представление о целях, общей

стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся с ЗПР
средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (АФК) на
уровне начального общего и основного общего образования; устанавливают
примерное предметное содержание, предусматривают его структурирование
по разделам и темам, определяют количественные и качественные
характеристики содержания. Программы разработаны с учетом возрастных
особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Программы

построены

по

модульному

принципу.

Содержание

образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые
входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание

каждой

программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного
модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лѐгкая атлетика, зимние виды
спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры,
плавание

(при

наличии

материально-технических

возможностей

для

обучения плаванию). Данные модули в своѐм предметном содержании
ориентируются
обучающихся,

на

всестороннюю

освоение

ими

физическую

технических

подготовленность

действий

и

физических

упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание
вариативного

модуля

определяется

самостоятельно

с

учетом

обучающихся,

региональных

особых

образовательной

организацией

образовательных

потребностей

климатических

и

этнокультурных

особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим
реабилитационным потенциалом для обучающихся с ЗПР.
2

Распределение программного материала по годам и периодам
обучения, последовательность тем в рамках

модулей

определяются

педагогами образовательных организаций при составлении авторских
рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей обучающихся конкретной образовательной организации. Виды
деятельности

и

планируемые

результаты

определяются

с

учетом

индивидуальных возможностей обучающихся, материально – технического
обеспечения и др.
В программах по АФК для обучающихся с задержкой психического
развития отражены положения о приоритетности

задач по охране и

укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования;
современные научные представления о категории обучающихся с задержкой
психического развития, научные и методологические подходы к их
обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). Программы имеют
коррекционную направленность, разработаны с учетом особенностей детей с
задержкой психического развития, содействуют всестороннему развитию их
личности, формированию осознанного отношения к своему здоровью,
развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных
функций организма.

3

1.2 Цель и задачи реализации программы
Освоение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
направлено на развитие двигательной активности обучающихся с задержкой
психического развития, достижение положительной динамики в развитии
физических способностей, повышение функциональных возможностей
систем организма, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Воспитывающее значение примерных рабочих программ заключается
в содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и
понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания
значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к
их

культурным

практическим

ценностям,
результатам

истории

и

современному

данного

направления

развитию.

можно

К

отнести

формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с
ЗПР, восстановление, укрепление здоровья, личностное развитие, наиболее
полную реализацию физических и психических возможностей обучающихся.
Основными

формами

занятий

АФК

являются

уроки,

внеклассные,

спортивные и оздоровительные мероприятия. При их проведении создаются
условия для всестороннего развития личности обучающегося с ЗПР,
осознания

своих

способностей,

физических

компенсации

возможностей,

нарушенных

развития

функций

и

физических
спортивного

самоопределения.
Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая
культура» – обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым
уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование
двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных
возможностей

основных

систем

организма,

адаптации обучающихся.
4

содействие

социальной

Достижение

поставленной

цели

при

разработке

и

реализации

адаптивной программы по физическому воспитанию предусматривает
решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных,
профилактических) задач.
Общие задачи физического воспитания обучающихся с задержкой
психического развития:


укрепление здоровья, содействие нормальному физическому

развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды;


развитие двигательной активности обучающихся;



достижение положительной динамики в развитии основных

физических качеств;


обучение основам техники движений, формированию жизненно

необходимых навыков и умений;


формирование

потребности

в

систематических

занятиях

физической культурой и спортом;


формирование необходимых знаний в области физической

культуры личности;


приобретение опыта организации самостоятельных занятий

физической

культурой

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

способностей;


формирование умения применять средства физической культуры

для организации учебной и досуговой деятельности;


воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к

ответственности за свои поступки, любознательности, активности и
самостоятельности;


формирование

общей

культуры,

духовно-нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;


развитие творческих способностей.
5

Специфические

задачи (коррекционные,

компенсаторные,

профилактические) физического воспитания обучающихся с ЗПР:


коррекция нарушений формирования основных движений –

ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания и др.;


коррекция

и

развитие

координационных

способностей –

согласованности движений отдельных мышц при выполнении физических
упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий,
быстроты

реагирования

на

изменяющиеся

условия,

равновесия,

ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительномоторной координации;


развитие двигательных качеств: силы, скорости, выносливости,

пластичности, гибкости и пр.;


профилактика

и

коррекция

соматических

нарушений

–

дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сколиоза, плоскостопия,
профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма,
микротравм;


коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка

зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
развитие зрительной и слуховой памяти; дифференцировка тактильных
ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.д.;


коррекция психических нарушений в процессе деятельности –

зрительно-предметного

и

зрительно-пространственного

восприятия,

наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания,
речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.д.;


воспитание

произвольной

регуляции

поведения,

возможности следовать правилам;


развитие

потребности

в

общении

сверстниками, коммуникативного поведения;

6

и

объединении

со



преодоление

воспитание

воли,

личностной

незрелости подростков с

целеустремленности,

способности

к

ЗПР,

преодолению

трудностей, самоконтроля, самоутверждения, самоопределения;


обеспечение положительной мотивации к занятиям физкультурой

и спортом;


профилактика

отклонений

в

поведении

и

деятельности,

преодоление установок на аддиктивные формы поведения, ориентаций на
применение силы.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре
обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.

Применение

образовательных
предоставляя

дифференцированного

программ

обучающимся

обеспечивает
с

ЗПР

подхода

к

разнообразие

возможность

созданию
содержания,

реализовать

свой

индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей.
Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на
общедидактических

и

специальных

принципах,

обусловленных

особенностями психофизического развития обучающихся с ЗПР.
Реализация

программы

предполагает

следующие

принципы

и

подходы:
 программно-целевой подход, который предполагает единую систему
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
 использование специальных методов, приѐмов и средств обучения;
 информационная

компетентность

участников

образовательного

процесса в образовательной организации;
 вариативность, которая предполагает осуществление различных
вариантов действий для решения поставленных задач;
 комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного
процесса;
 включение

в

решение

задач

образовательного процесса.
7

программы

всех

субъектов

Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития
Удовлетворение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ЗПР в части занятий адаптивной физической культурой
предполагает:
•

включение в содержание образования коррекционно-развивающей

работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и
скоординированности

движений;

упражнений,

способствующих

налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных
реакций;
•

создание условий для формирования саморегуляции деятельности и

поведения;
•

организацию образовательного процесса путѐм индивидуализации

содержания, методов и средств в соответствии с состоянием здоровья
обучающегося с ЗПР;
•

дифференцированный подход к процессу и результатам занятий с

учетом психофизических возможностей обучающихся;
•

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом,

представлений и навыков здорового образа жизни.
Особые

образовательные

потребности

обучающихся

с

ЗПР

определяются спецификой функционирования их центральной нервной
системы,

которая

выражается

в

недостаточности

моторной

скоординированности сложных двигательных актов, сниженной скорости
двигательных

реакций,

недостаточной

ловкости

при

выполнении

упражнений, а также в особенностях психического развития и речи,
приводящих

к

трудностям

саморегуляции

семантических конструкций.

8

и

понимания

сложных

Примерная рабочая программа по адаптивной физической
культуре для обучающихся с задержкой психического развития на
уровне основного общего образования
Примерная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» разработана для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
основного общего образования для обучающихся с ЗПР (далее – Программа,
Примерная рабочая программа).
Программа

разработана

государственным

в

соответствии

образовательным

стандартом

с

Федеральным

основного

общего

образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) и Примерной адаптированной основной
образовательной программой основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18
марта 2022 г. № 1/22).
3.1. Место учебного предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования учебная дисциплина
«Адаптивная физическая культура» относится к предметной области
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета
«Адаптивная физкультура» составляет 2 часа в неделю, третий час может
быть

реализован

образовательных

за

счет

отношений,

часов
за

части,
счет

формируемой

включения

участниками

обучающихся

во

внеурочную деятельность по направлениям – физкультурно-спортивное и
оздоровительное.
9

Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная

физическая

культура»

на

уровне

основного

общего

образования, за пять учебных лет составляет 340 часов при проведении 2
уроков адаптивной физической культуры в неделю (по 68 часов ежегодно);
или 510 часов при проведении 3 уроков адаптивной физической культуры в
неделю (по 102 часа ежегодно).
3.2. Особенности двигательного и личностного развития обучающихся с
ЗПР на уровне основного общего образования
Физическое развитие обучающихся с ЗПР близко к норме во внешнем
проявлении. На уровне основного общего образования у обучающихся
сохраняются статические нарушения, нарушения в развитии основных
движений и мелкой моторики, нарушения осанки и координации и др.
Сложно формируется контроль за двигательными действиями, в связи с чем
возникают

проблемы

в

формировании

произвольных

движений,

координированности, ориентировки в пространстве.
Нарушение коммуникации у обучающихся может способствовать
развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в
подростковом возрасте. Для них характерны: слабость волевых усилий,
несамостоятельность, внушаемость. Характеристики внимания с возрастом
улучшаются, но по-прежнему не стабильны.
3.3. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы представлены на
уровень образования. Распределение указанных результатов по годам
обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной
программой

основного

общего

образования

разработанной образовательной организацией.
10

обучающихся

с

ЗПР,

Личностные результаты освоения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
спортивному прошлому и настоящему многонационального народа России,
осознание

и

составляющей

ощущение
жизни

личностной

российского

сопричастности

народа).

Знание

спортивной

истории

спорта,

знаменитых спортсменов России и мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к занятиям адаптивной физической
культурой; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

основе

и

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам при выполнении
физических упражнений и в совместной спортивной деятельности.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, спортивное
многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
физическим возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на
уроках «Адаптивная физическая культура».

11

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Развитость эстетического сознания через освоение понимания
красоты движения и человека.
9.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом).
Метапредметные результаты
●

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и

интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим основам
адаптивной

физической

культуры,

содержащуюся

в

готовых

информационных объектах;
●

заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты:

составление режима дня, программы тренировок и т.д.
Регулятивные УУД
1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

Обучающийся сможет:
●

анализировать

образовательные

существующие

результаты

по

предмету

и

планировать
«Адаптивная

будущие
физическая

культура»;
●

определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых

образовательных результатов;
12

●

идентифицировать препятствия, возникающие при достижении

собственных

запланированных

образовательных

результатов

в

части

физического совершенствования;
●

выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать

гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
●

ставить

цель

и

формулировать

задачи

собственной

образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и
существующих возможностей;
●

обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для

достижения образовательных результатов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в

том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач на уроках по адаптивной
физической культуре. Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действия в соответствии с учебной и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных

способов решения учебных задач;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,

условия для выполнения учебной и задачи;
●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать

оптимальные ресурсы для совершенствования двигательных функций;
●

планировать и корректировать свое физическое развитие.

3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией на занятиях по адаптивной физической культуре. Обучающийся
сможет:
13

●

различать результаты и способы действий при достижении

результатов;
●

определять

совместно

с

педагогом

критерии

достижения

планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою

деятельность, осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной
физической культуре;
●

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую

деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения

упражнения;
●

обосновывать

достижимость

выполнения

упражнения

выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;
●

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных результатов.
5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
●

анализировать

собственную

деятельность

на

уроках

по

адаптивной физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
●

соотносить реальные и планируемые результаты двигательного

развития и делать выводы о причинах его успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности;

14

●

определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к правильному выполнению физического
упражнения;
●

демонстрировать

приемы

регуляции

собственных

психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6.
аналогии,

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы на основе содержания предмета
«Адаптивная физическая культура». Обучающийся сможет:
●

подбирать соответствующие термины к упражнению, движению

или спортивному инвентарю;
●

выделять общий признак или отличие двух или нескольких

упражнений, объяснять их сходство или отличия;
●

объединять движения, упражнения в группы по определенным

признакам, сравнивать, классифицировать;
●

различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

●

выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений

или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком движение;

●

определять логические связи между движениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме выполнения
упражнения;
15

●

строить

схему,

алгоритм

действия,

исправлять

или

восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
о физическом упражнении, к которому применяется алгоритм;
8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с

целями изучения теоретических основ адаптивной физической культуры);
Коммуникативные УУД
9.

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и

совместную

деятельность

с

педагогом

и

сверстниками

на

уроках

«Адаптивная физическая культура»; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

организовывать

эффективное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);

16

Предметные результаты
Требования к процессу и планируемым результатам занятий с учетом психофизических возможностей
обучающегося с задержкой психического развитии

Модуль

/ Разделы

тематический

Требования к процессу и планируемым результатам занятий

блок
Предметные примерные планируемые результаты
Знания

о

- Объясняет роль и значение адаптивной физической культуры в развитии общества и

физической

человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в

культуре

современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших
достижений;
- объясняет

роль и значение занятий адаптивной физической культурой в укреплении

здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
- знает требования ГТО.
Характеризует:
- индивидуальные особенности физического и

психического развития и их связь с

регулярными занятиями физическими упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий

17

физическими

упражнениями,

особенности

планирования

индивидуальных

занятий

физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их
оздоровительную и развивающую эффективность.
Гимнастика

с Обучение

элементами

основным

акробатики

гимнастическим
элементам

-Выполняет построение в шеренгу и колонну по команде;
- осуществляет расчет в шеренге и колонне по одному; на 1-й, 2-й;
- выполняет упражнения по памяти со словесным пояснением учителя;
- выполняет серию действий;
- запоминает несколько движений на слух и воспроизводит их;
- выполняет несложные перестроения, связанные с необходимостью логического мышления;
- знает пространственные понятия «лево-право», «вперед-назад», «верх-низ»;
- выполняет усложняющие задания педагога в процессе ходьбы и бега;
- выполняет упражнения на координацию и равновесие без опоры на месте и в движении;
- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии с проговариванием
выполняет действие.

Обучение

-

Выполняет

упражнения

с

осуществлением

самоконтроля,

парного

контроля,

с

элементам

проговариванием;

акробатики

- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации

18

несколько секунд;
- выполняет на память серию упражнений;
- выполняет упражнение под самостоятельный счет с контролем педагога;
- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- удерживает позу с сохранением объема движения при выполнении упражнений на развитие
статической координации 10 секунд;
- выполняет на память серию из 5-7 упражнений.
Общеразвивающие - Применяет приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими
упражнения
предметами

с упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и
самомассажа;
- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением;
- знает назначение спортивного инвентаря, проговаривает его;
- включает в работу нужные мышцы групп (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- выполняет упражнения на координацию и равновесие без опоры на месте и в движении.

19

Легкая

Обучение технике - Соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и

атлетика

ходьбы и бега

ушибах, проговаривает их;
- четко выполняет упражнения с опорой на словесную инструкцию;
- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии с этим выполняет
действие;
- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге;
- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (например, чередует хлопок с
шагом);
- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10
секунд;
- по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения;
- выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное
дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое.

Обучение
метанию
мяча

- Выполняет упражнения с осуществлением самоконтроля, парного контроля;
малого - определяет эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние
организма

и

физическую

работоспособность;

дозировку

физической

нагрузки

и

направленность воздействий;
- выполняет упражнение целостно;
- включает в работу нужные мышцы групп (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- выполняет на память серию из 5-7 упражнений;

20

- выполняет манипуляции с предметами (например, жонглирование).
Спортивные

Обучение игре в - Играет по правилам без облегчений.

игры

волейбол,

Соблюдает правила:

баскетбол

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;
- проводит спортивные соревнования с обучающимися младших классов;
-проводит судейство соревнований по одному из видов спорта.

Лыжная

Обучение

Соблюдает правила:

подготовка

основным

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

элементам лыжной - профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
подготовки

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях лыжной подготовкой;
Проговаривает правила игр;
Выполняет упражнение целостно, проговаривает последовательность действий;
Удерживает правильную осанку при ходьбе и беге.

21

3.4. Содержание программы с указанием видов деятельности и условий реализации программы на уровне
основного общего образования

Модуль

/ Разделы

Содержание

Дополнительные

виды

деятельности

тематический

реализации

блок

потребностей обучающихся с ЗПР

Знания
физической
культуре

о

особых

образовательных

Место и роль адаптивной физической культуры и

-

спорта в современном обществе.

вопросам адаптивной физической культуры;

Адаптивная физическая культура - составная часть

- слушают

культуры, одно из важных средств укрепления

активизации внимания);

здоровья и всестороннего физического развития

- отвечают на вопросы по прослушанному материалу;

занимающихся.

- выполняют задания на поиск ошибок в вербальном

Понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

теоретическом материале;

Необходимость

- делают информационное сообщение по теоретическим

контроля

и

наблюдения

за

Просматривают

для

видеоматериал

рассказ

педагога

по

теоретическим

(допустима

словесная

состоянием здоровья, физическим развитием и

аспектам АФК;

физической

- находят информацию по теории и методике АФК в сети

подготовленностью.

Техника

безопасности при занятиях АФК и спортом.

Интернет и других источниках;

Значение АФК для подготовки людей к трудовой

- с помощью педагога выполняют практические занятия с

деятельности.

заданными

История

олимпийского

олимпийское

движение

движения,
в

современное

России,

спортсмены.

великие

параметрами

(составляют

режим

дня,

подбирают материал по теме и т.д.);
- участвуют в проектной деятельности на доступном
уровне;
- составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений по
теоретическим вопросам АФК.

22

Гимнастика
элементами
акробатики

с Обучение основным Построения и перестроения. Построения, повороты Этап знакомства с упражнением:
гимнастическим

на месте, перестроение из одной шеренги в две, из

- выполнение упражнений с опорой на словесное

элементам

колонны по одному в колонну по два. Перемена

сопровождение;

направления движения строя. Обозначение шага на - выполнение упражнений по памяти со словесным
месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. пояснением учителя;
Изменение

скорости

движения.

Повороты

в - выполняют действия по разработанным алгоритмам.

движении.

Этап закрепления:
-

выполняют

упражнение,

проговаривают

порядок

выполнения действия «про себя».
Дополнительная коррекционная работа:
- выполняют упражнения на координацию и равновесие
без опоры на месте и в движении;
- выполняют дыхательные
способами:

грудное

и

упражнения
диафрагмальное

разными
дыхание,

медленное и быстрое, поверхностное и глубокое;
- выполнение упражнений для развития двигательной
памяти;
- выполняют упражнения целостно.
Обучение элементам

Общеразвивающие упражнения без предметов:

Этап знакомства с упражнением:

акробатики

Упражнения для развития рук и плечевого пояса:

- последовательное изучение отдельных фаз движения с

медленные

последующим их объединением;

плавные

сгибания

и

разгибания;

медленные плавные скручивая и

- просматривают движения в разных экспозициях со

вращения, махи, отведения и приведения.

словесным сопровождением педагога и одновременным

Упражнения для развития мышц шеи.

выполнением упражнений по подражанию и сопряженной

Упражнения для развития мышц туловища.

речью;

Упражнения на формирование правильной осанки

-составляют рассказ-описание двигательного действия по

23

(наклоны,

повороты,

вращения

туловища,

в

картинке с последующей демонстрацией и выполнением

положении лежа; поднимание и опускание ног,

его;

круговые

- изучают схему фигуры человека для понимания

движения

одной

и

обеими

ногами,

поднимание и опускание туловища).

структуры тела, функций суставов основных мышечных

Упражнения для развития мышц ног: различные

групп;

маховые движения ногами, приседания на обеих и на

- выполняют движение совместно с

одной ноге, выпады, выпады с дополнительными

одновременным проговариванием.

пружинящими движениями.

Этап закрепления:

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах

- участвуют в игровой

– повороты и наклоны туловища, сгибание и

выполнения упражнения (имитация, танцы, соревнования

разгибание рук, приседания с партнером, перенос

и т.д.).

партнера на спине и на плечах, игры с элементами

Дополнительная коррекционная работа:

сопротивления.

- выполняют упражнения для развития двигательной
памяти:

для

повторения

педагогом с

деятельности в процессе

серии

упражнений

(5

упражнений);
-

проговаривают

термины,

действия

и

порядок

выполнения упражнения;
- выполняют упражнения на статическую организацию
движения с контролем амплитуды.
Общеразвивающие
упражнения
предметами

с

Упражнения с набивными мячами: поднимание,

Этап знакомства с упражнением:

опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с

- изучают порядок выполнения упражнения по схеме

одной руки на другую перед собой, над головой, за

строения человека для понимания структуры тела,

спиной, броски и ловля мяча.

функций суставов основных мышечных групп;

Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в

- слушают описание порядка выполнения упражнения по

движении (в парах и группе с передачами, бросками

схеме с последующей демонстрацией и выполнением его;

и ловлей мяча).

- изучают движение в разных экспозициях со словесным

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с

сопровождением

24

педагога

и

одновременным

песком: сгибание и разгибание рук, медленные

выполнением упражнений по подражанию и сопряженной

повороты

и

наклоны

речью;

(начинать

в

положении

упражнения

с

туловища,
лежа,

утяжелителями

приседания

затем
сидя,

вводить
если

нет

- изучение упражнения по карточкам с рисунками и
схемам

движений,

с

заданиями,

указателями,

противопоказаний и нарушений осанки).

ориентирами.

Упражнения с малыми мячами – броски и ловля

Этап закрепления

мяча после подбрасывания вверх, удара о пол, в

-выполняют упражнение целостно с самоконтролем и

стену (ловля мяча на месте, в прыжке, после кувырка

взаимоконтролем.

в движении).

Дополнительная коррекционная работа:
- выполняют упражнения для развития мелкой моторики

Перекаты: вперед и назад из положения лѐжа на

(динамическая и статическая организация двигательного

спине, перекат вперед и назад из положения сидя,

акта);

перекат вперед и назад из упора присев, круговой

-

перекат в сторону, перекат вперед погнувшись.

(Например, вставить недостающее упражнение в уже

Упражнения в группировке: в положении лѐжа на

изученную серию).

выполняют

упражнения

для

спине, сидя, в приседе.
Кувырки:

кувырок

назад,

кувырок

назад

прогнувшись через плечо, кувырок вперед, кувырок
вперед с прыжка.
Стойки: Стойка на лопатках. Стойка на голове и
руках, стойка на руках
Мост. Перевороты.
Постепенно усложняющиеся комбинации элементов
в соответствии с двигательными возможностями
обучающихся.

Легкая

Обучение
ходьбы и бега

технике

Ходьба.

Этап знакомства с упражнением:

Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на

- Самостоятельное построение;

25

развития

внимания

атлетика

пятках, в полу-приседе, спиной вперед).

-

выполняют

упражнение

с

опорой

на

словесное

Ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

объяснение педагога;

Ходьба приставным шагом левым и правым боком;

- называет правила техники безопасности, правила

ходьба с остановками для выполнения задания

оказания первой помощи;

(присесть, повернуться, выполнить упражнение и

- проговаривают

др.);

себя».

порядок выполнения действия «про

ходьба скрестным шагом;
ходьба с изменением направлений по сигналу;

Этап закрепления:

ходьба с выполнением

-

движений рук на координацию;

(самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.);

ходьба с преодолением несложных препятствий;

- выполняют упражнения в соответствии с планом.

продолжительная ходьба (10-15 мин.) в различном

Дополнительная коррекционная работа:

темпе;

- выполняют упражнения для развития произвольного

пешие переходы по слабопересеченной местности до

торможения;

1км,

- выполняют дыхательные

ходьба в различном темпе с выполнением заданий и

способами:

другие.

медленное и быстрое, поверхностное и глубокое;

Бег.
Бег
бедра

выполняют

упражнения

грудное

и

в

условиях

упражнения
диафрагмальное

проверки

разными
дыхание,

- игры на развитие пространственных представлений.
на

месте

с

высоким

подниманием

со сменой темпа;

Бег «змейкой», не задевая предметов; то же —
вдвоем, держась за руки;
Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору;
Бег с подскоками, с подпрыгиванием и доставанием
предметов;
Бег по ориентирам;
Бег в различном темпе;

26

Медленный бег в равномерном темпе от 5 до 15
минут;
«Челночный

бег».

Бег

с

максимальной

скоростью, остановками, с переноской предметов
(кубиков, мячей);
Бег с грузом в руках;
Бег широким шагом на носках по прямой;
Скоростной бег на дистанции 10-30м;
Бег с преодолением малых препятствий (набивные
мячи, полосы, скамейки) в среднем темпе;
Бег на 20-30м;
Эстафетный бег на отрезках 15-20м с передачей
эстафеты касанием рукой партнера;
Бег с преодолением препятствий (высота до 2030см);
Различные специальные беговые упражнения на
отрезках до 30м;
Бег на 30м на скорость;
Кроссовый бег по слабопересеченной местности на
расстояние до 1000м и другие.
Обучение
малого мяча

метанию

Подготовительные

упражнения:

упражнения

на

Этап знакомства с упражнением:

увеличение подвижности (гибкости) в плечевых

- последовательное изучение отдельных фаз движения с

суставах

последующим их объединением

и

в

грудном

отделе

позвоночника;

координацию (двигательную ловкость) и быстроту

- просмотр показа движений в разных экспозициях со

движений; развитие скоростно-силовых качеств.

словесным сопровождением педагога и одновременным

Подготовительные

выполнением упражнений по подражанию и сопряженной

упражнения

27

с

мячом:

перекатывание мяча партнеру, перекатывания мяча

речью;

через

- составление рассказа-описания двигательного действия

препятствия,

катание

мяча

вдоль

гимнастической скамейки. Подбрасывание и ловля

по

мяча над собой и об стенку. Перебрасывание мяча

выполнением его;

двумя руками

и

-совместный с педагогом анализ рисунка фигуры человека

постепенным

для понимания структуры тела, функций суставов

ловля

снизу, из-за

двумя

увеличением

головы

руками
расстояния

(с
и

партнеру

высоты полета).

картинке

с

последующей

демонстрацией

и

основных мышечных групп.

Дополнительные движения перед ловлей мяча.

Этап закрепления

Упражнения с набивным мячом. Удержание мяча в

- выполняют упражнение целостно;

различных положениях, ходьба с мячом в различных

- выстраивают движение самостоятельно.

положениях рук, наклоны туловища, приседания с

Коррекционная работа:

удержанием мяча. Перекатывание набивного мяча

- выполняют упражнения для развития мелкой моторики

руками, ногами, со сбиванием предметов. Стойка на

(динамическая и статическая организация двигательного

мяче.

акта);

Упражнения в метании малого мяча. Метание

-

малого мяча в цель. Метание в цель после

упражнений в парах;

предварительного

- выполняют манипуляции с предметами (Например,

исходных

замаха.

положений.

Метание

Метание

из
на

разных
точность

взаимодействуют

с

партнером

при

выполнении

жонглирование).

попадания в цель. Эстафеты с метанием в цель,
подвижные игры с метанием.

Спортивные

Обучение

игре

в

Изучение правил игры в волейбол, баскетбол,

Этап знакомства с упражнением:

игры

волейбол, баскетбол,

футбол с использованием наглядности: презентаций,

- просмотр и совместный анализ видео с правильным

футбол

печатных изданий, видеофильмов.

выполнением упражнения, с игрой;

Баскетбол: стойка баскетболиста, передвижения к

- последовательное изучение отдельных фаз движения с

защитной

последующим их объединением;

стойке

приставными

шагами

влево,

вправо, вперед, назад, с остановками шагом и

-изучение движения по рисунку фигуры человека для

прыжком без мяча, передача мяча двумя руками от

понимания структуры тела, функций суставов основных

28

груди с места и шагом, ведение мяча на месте, по

мышечных групп;

прямой, бросок мяча по корзине двумя руками от

- изучают правила игры, проговаривают их следуют им в

груди и двумя руками снизу с места.

игровой деятельности.

Волейбол:

Этап закрепления:

Перемещения и стойки: основная и низкая стойка;

- участвуют в соревнованиях;

ходьба, бег, перемещение приставными шагами

- играют;

лицом, боком (правым, левым), спиной вперед;

- самостоятельно осуществляют судейство.

двойной шаг, скачок вперед, остановка шагом;

Дополнительная коррекционная работа:

сочетание

-упражнения

стоек

и

перемещений,

способов

для

развития

коммуникации

перемещений.

взаимодействия;

Передачи: передача мяча сверху двумя руками: над

- упражнения для межполушарного взаимодействия.

собой – на месте, в парах, в треугольнике; передачи
в стену с изменением высоты и расстояния.
Нижняя прямая подача: и.п. стоя лицом к сетке, ноги
согнуты в коленях, одна нога впереди, туловище
наклонено
Футбол:
Обучение движениям без мяча: бег (в том числе и с
изменением направления); прыжки; финты без мяча
(туловищем).
Обучение движениям с мячом: удар ногой;) прием
(остановки) мяча; удар головой; ведение мяча;
финты;
отбор мяча; вбрасывание мяча; техника вратаря

29

и

Лыжная

Обучение

подготовка

элементам
подготовки

основным
лыжной

1)

передвижения

на

лыжах

различными

классическими

ходами

(попеременным двухшажным,

Этап знакомства с упражнением:
- просмотр выполнения упражнения со словесным
объяснением педагогом;

одновременным бесшажным,

одновременным

- просмотр обучающего видео с сопровождающими

одношажным, одновременным двухшажным);

комментариями педагога.

2) подъѐмы на лыжах в гору;

Этап закрепления:

3) спуски с гор на лыжах;

- проговаривание порядка выполнения действия «про

4) торможения при спусках;

себя»

5) повороты на лыжах в движении;

выполнением упражнения;

6) прохождение учебных дистанций (1,2,3 км).

- самостоятельно проходят (пробегают) дистанция в

Построение в одну колонну. Передвижение на

заданной технике с контролем своего состояния;

лыжах под рукой; с лыжами на плече; поворот на

- участвуют в соревнованиях.

лыжах

Дополнительная коррекционная работа:

вокруг

носков

лыж;

передвижение

(идеомоторная

речь)

с

одновременным

ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со

- выполняет упражнения для развития переключаемости

склонов в низкой стойке, в основной стойке; подъем

движений;

по

- выполняет упражнения для согласования движений рук

склону

наискось

и

прямо

«лесенкой»;

передвижение на лыжах в медленном темпе на

и ног (динамическая организация двигательного акта);

отрезке до 1 км; передвижение на лыжах на скорость

- выполняет движения в разном темпе;

на отрезке 40-60 м. Игры "Кто дальше", "Быстрый

- развитие пространственных представлений: соблюдение

лыжник", "Кто быстрее". Передвижение на лыжах до

дистанции в передвижении;

1км.

- выполняет дыхательные
способами:

грудное

и

упражнения

разными

диафрагмальное

дыхание,

медленное и быстрое, поверхностное и глубокое.

30

3.5. Тематическое планирование

Примерный тематический план для АООП ООО ЗПР
№
п/п

программного Количество часов
(уроков)
материала
Класс
5
6
Вид

1

Инвариантная часть

1.1

Знания

о

физической В процессе урока

культуре
1.2

Спортивные игры

1.3

Гимнастика

14

14

14

14

с

элементами
акробатики
1.4

Легкая атлетика

14

14

1.5

Лыжная подготовка

13

13

68

68

Вариативная часть

34

34

Всего часов

102

102

Всего часов обязательной
части
2

31

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контро практич
контрол
льные еские
я
работы работы

1.

Инструктаж по Т.Б . Миф о
зарождении олимпийских
игр. Техника бега с высокого
старта.

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Техника стартового разгона
и бега по дистанции.

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Техника эстафетного бега.
Развитие скоростных
способностей.

1

0

0

Устный
опрос;

Техника спринтерского
бега. Развитие
скоростных
способностей. Правила
составления
индивидуального режима
дня.
5. Техника прыжка в длину с
разбега способом «согнув
ноги». Развитие
скоростно-силовых
качеств.

1

0

0

Устный
опрос;

1

1

0

Письменный
контроль;

6.

Техника метания мяча в
неподвижную мишень, из
положения стоя на месте.
Развитие силы.

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Техника выполнения
высокого старта при беге на
длинные дистанции.

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Равномерный бег по
учебной дистанции с
преодолением невысоких
препятствий.

1

0

0

Устный
опрос;

4.

32

Инструктаж по Т.Б. История
баскетбола. Правила игры в
баскетбол.

1

0

0

Устный
опрос;

10. Техника ловли и передачи
баскетбольного мяча двумя
руками от груди.
11. Способы
самостоятельного
руками
от груди.
совершенствования
техники ловли и передачи
мяча двумя руками от
груди.

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

1

Практическая
работа;

12. Техника ведения
баскетбольного мяча.

1

0

1

Зачет;

13. Техника приема
баскетбольного мяча во
время передвижения.

1

0

1

Практическая
работа;

14. Подводящие упражнения
для самостоятельного
освоения техники приема
баскетбольного мяча во
время передвижения .

1

0

1

Зачет;

15. Техника передачи
баскетбольного во время
его ведения.

1

0

0

Практическая
работа;

16. Способы
самостоятельного
обучения технике
передачи баскетбольного
мяча во время его
17. Техника броска мяча двумя
ведения.
руками от груди с места.

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

1

Зачет;

18. Способы самостоятельного
1
совершенствования техники
броска мяча двумя руками в
условиях игровой деятельности

0

0

Практическая
работа;

19. Инструктаж по Т.Б. История
развития гимнастики.
Оценивание индивидуального
физического развития с
помощью стандартных
возрастных показателей.

0

0

Практическая
работа;

9.

1

33

20. Комплекс упражнений на
формирование навыка
правильной осанки .

1

0

0

Практическая
работа;

21. Комплекс упражнений на
укрепление мышц туловища

1

0

0

Практическая
работа;

22. Комплекс физических
упражнений для
самостоятельных занятий по
развитию гибкости

1

0

1

Зачет;

23. Техника кувырка вперед в
группировке.

1

0

0

Практическая
работа;

24. Способ самостоятельного
обучения кувырку вперед
ноги скрестно .

1

0

0

Практическая
работа;

25. Техника кувырка назад в
группировке. Техника
выполнения кувырка назад из
стойки на лопатках в
полушпагат.
26. Подводящие упражнения для
самостоятельного обучения
кувырку назад из стойки на
лопатках в полушпагат.

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

1

Зачет;

27. Способы самостоятельного
обучения технике кувырку
назад из стойки на лопатках в
полушпагат.

1

0

0

Практическая
работа;

28. Техника передвижения
ходьбой и бегом по
гимнастической
скамейке.
29. Техника акробатической
комбинации из
разученных упражнений.
Комплекс упражнений на
растягивание мышц

1

0

1

Зачет;

1

0

0

Практическая
работа;

30. Способ самостоятельного
освоения техники
акробатической
комбинации из разученных
упражнений.

1

0

0

Зачет;

34

31. Инструктаж по Т.Б.
История развития лыжного
спорта. Определение
интенсивности и режимов
физической нагрузки во
время самостоятельных
занятий физическими
упражнениями

1

0

0

Практическая
работа;

32. Развитие выносливости в
процессе физической
подготовки.

1

0

0

Зачет;

33. Техника выполнения
попеременного двушажного
лыжного хода.

1

0

0

Зачет;

34. Подготовительные
упражнения для
самостоятельного
разучивания
попеременного
двушажного лыжного
хода.

1

0

0

Практическая
работа;

35. Способы
самостоятельного
разучивания
попеременного
двушажного лыжного
36. Техника
передвижения
хода.
с равномерной
скоростью
попеременным
двушажным лыжным
37. ходом.
Техника поворота на
лыжах способом
переступания во время
передвижения
38. Техника
подъема на лыжах
попеременным
способами
двушажным«лесенка»,
ходом «ѐлочка»,
«полуѐлочка».

1

0

1

Зачет;

1

0

0

Зачет;

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

0

Зачет;

39. Техника спуска на лыжах с
пологого склона.

1

0

0

Практическая
работа;

40. Техника преодоления бугров и 1
впадин во время спуска на
лыжах с пологого склона.

0

0

Зачет;

41. Техника торможения способом 1
«плугом» при спуске на лыжах
с пологого склона.

0

0

Практическая
работа;

35

42. Способы
самостоятельного
освоения техники
торможения способом
«плугом» при спуске
на лыжах с пологого
склона
43. Инструктаж по
Т.Б. История
развития
волейбола.
Правила игры в
44. Подводящие
волейбол.
упражнения
для
Техника передачи
самостоятельного
мяча двумя
освоения
техники
руками сверху.
передачи мяча
двумя руками
сверху.
45. Способы самостоятельного
освоения приема и
передачи мяча двумя
руками сверху
46. Техника приема и передачи
мяча двумя руками снизу.

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

0

Зачет;

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

0

Практическая
работа;

Подводящие упражнения
для самостоятельного
освоения техники приема и
передачи мяча двумя
руками снизу.

1

0

1

Зачет;

48. Способы
самостоятельного
совершенствования
техники приема и
передачи мяча двумя
руками снизу.

1

0

1

Зачет;

49. Техника нижней прямой
подачи мяча.

1

0

1

Зачет;

50. Подводящие упражнения для
1
самостоятельного освоения
техники нижней прямой подачи
мяча.

0

0

Практическая
работа;

51. Техника приема и передачи
мяча сверху двумя руками
через сетку

0

1

Зачет;

47.

1

36

52. Способы самостоятельного
освоения техники приема и
передачи мяча сверху и снизу
через сетку

1

0

0

Практическая
работа;

53. Инструктаж поТ.Б. Техника
прыжка в высоту способом
«перешагивание».

1

0

1

Зачет;

54. Подводящие упражнения
для самостоятельного
освоения техники
выполнения прыжка в
высоту способом
«перешагивание».
55. Техника высокого старта.
Развитие быстроты

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

1

Зачет;

56. Техника стартового
разгона, бега по дистанции
и финишированию.
Эстафетный бег

1

0

0

Практическая
работа;

57. Техника прыжка в длину с
разбега способом «согнув
ноги». Развитие
прыгучести.
58. Подводящие упражнения
для самостоятельного
освоения техники
выполнения прыжка в
длину способом «согнув
ноги».
59. Техника метания мяча с
разбега на дальность.
Развитие силы.

1

0

0

Практическая
работа;

1

0

1

Зачет;

1

0

1

Зачет;

60. Подводящие упражнения для
самостоятельного освоения
техники выполнения метания
мяча на дальность.

1

0

0

Практическая
работа;

61. Техника бега на средние
дистанции. Развитие
общей выносливости.

1

0

0

Практическая
работа;

37

62. Техника бега на средние
дистанции с
преодолением
естественных
препятствий. Развитие
общей выносливости.
63. Подводящие упражнения для
самостоятельного освоения
техники выполнения бега на
средние дистанции

1

0

1

Зачет;

1

0

1

Практическая
работа;

64. Способы самостоятельного
освоения техники бега на
средние дистанции. Развитие
общей выносливости.

1

0

1

Зачет;

65. Инструктаж по Т.Б. История
развития футбола. Правила
игры в футбол. Техника
передачи мяча на разные
расстояния

1

0

0

Практическая
работа;

66. Техника остановки катящегося 1
футбольного мяча внутренней
стороной стопы

0

1

Зачет;

67. Техника ведения мяча
«змейкой» внутренней и
внешней стороной стопы

1

0

0

Практическая
работа;

68. Способы самостоятельного
1
совершенствования техники
приема и передачи футбольного
мяча во время передвижения.

0

1

Зачет;

ИТОГО:

68

38

3.6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При

оценивании

успеваемости

учитываются

индивидуальные

возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и
результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность
отталкивания,

нарушение

ритма,

неправильное

исходное

положение,

«заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это ошибки, которые не
вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого
ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого
положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в
длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием
дополнительных

движений;

несинхронность

выполнения

упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на
качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной
ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и
подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается
39

характер

заболевания

и

медицинские

показания.

Данные

учащиеся

выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на
теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят
доклады,

презентации,

творческие

работы

и

проекты.

Учащиеся

подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные
испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от
соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный
мониторинг развития двигательных навыков
3.7. Материально – техническое обеспечение
При реализации программы по адаптированной физической культуре для
обучающихся

с

задержкой

организация наряду с общим

психического

развития

образовательная

материально-техническим обеспечением

реализации программ по физической культуре обеспечивает:
- Наглядный материал: схемы человеческого тела, муляжи скелета,
оборудованное место для просмотра видео ряда, карточки для составления
визуального расписания и технологических карт, большое зеркало.
-

Оборудование:

спортивный

инвентарь

с

различными

сенсорными

характеристиками, игровой материал для организации смены видов
деятельности и активизации внимания.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».