Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2022г. Утверждено приказом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска от 2022г. № АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ГЕОГРАФИИ С ЗПР (вариант 7.1, 7.2) основное общее образование – 2 ступень для уч-ся 6Б класса Бобыльченко И, Ни Д. 6А класса Иголкина И. срок реализации: 1 год г. Углегорск 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Бобыльченко И. , Ни Д., Иголкин П.) 6 КЛАСС РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли Гидросфера и методы еѐ изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солѐность и температура океанических вод. Океанические течения. Тѐплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солѐности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Озѐра. Происхождение озѐрных котловин. Питание озѐр. Озѐра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Многолетняя мерзлота. Болота, их образование. Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практические работы 1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам. 2. Характеристика одного из крупнейших озѐр России по плану в форме презентации. 3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы. Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Погода и еѐ показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. Практические работы 1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. 2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. Тема 3. Биосфера – оболочка жизни Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой. Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. Практические работы 1. Характеристика растительности участка местности своего края. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Природно-территориальные комплексы Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, еѐ строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа (выполняется на местности) 1. Характеристика локального природного комплекса по плану. Тематическое планирование 6 класс № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 2.22 3.23 3.24 3.25 3.26 3.27 4.28 4.29 Тема урока Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение) Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 ч. Состав и строение гидросферы Мировой океан (1). Пр.р.1 «Обозначение на к/к географических объектов МО» Мировой океан (2). Пр.р.2 «Описание ГП моря» Решение практических задач по карте. Пр.р.3 «Выявление изменений глубин океанов вдоль одной параллели» Воды Океана Реки – артерии Земли (1). Пр.р. 4 « Обозначение на к/к крупнейших рек и озѐр.» Реки – артерии Земли (2). Пр.р. 5 «Описание ГП реки» Озѐра и болота. Пр.р.6 «Характеристика одного из крупнейших озѐр по плану» Подземные воды и ледники. Гидросфера и человек Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»» Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 ч. Состав и строение атмосферы Тепло в атмосфере (1) Тепло в атмосфере (2). Пр.р.7 «Составление графика температуры» Атмосферное давление Ветер. Пр.р.8 «Построение розы ветров» Влага в атмосфере (1) Влага в атмосфере (2). Пр.р.9 «Построение диаграммы облачности и осадков» Погода и климат Наблюдение за погодой. Карты погоды. Пр.р. 10 «Составление и анализ календаря погоды» Атмосфера и человек Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли – 5 ч. Биосфера – земная оболочка Биосфера – сфера жизни Почва как особое природное образование Биосфера и человек Обобщение по теме «Биосфера – живая оболочка Земли» Тема 4. Географическая оболочка – самый крупный ПК – 5 ч. Географическая оболочка Природные зоны Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.30 4.31 4.32 5.33 5.34 Культурные ландшафты Природное и культурное наследие Обобщение по теме «Биосфера и географическая оболочка» Тема 5. Обобщение по курсу - 2ч. Контрольная переводная работа Обобщение по курсу Итого за год: Всего часов – 34, из них к/р – 1 пр/р - 10 1 1 1 1 1 6 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа,) Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Раздел 4. Оболочки Земли Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (11 часов) Гидросфера и методы еѐ изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солѐность и температура океанических вод. Океанические течения. Тѐплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солѐности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Озѐра. Происхождение озѐрных котловин. Называть с опорой на источник информации части гидросферы, источник энергии круговорота воды в природе; описывать с опорой на план круговорот воды в природе; описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; различать после предварительного анализа свойства вод отдельных частей Мирового океана; применять с опорой на источник информации понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять с помощью учителя по картам направления тѐплых и холодных океанических течений; приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в Мировом океане; называть с опорой на источник информации причины цунами, приливов и отливов; описывать с опорой на план положение на карте главных океанических течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов; применять опорой на источник информации понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для Питание озѐр. Озѐра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Многолетняя мерзлота. Болота, их образование. Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практические работы 1.Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам. 2.Характеристика одного из крупнейших озѐр России по плану в форме презентации. 3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы. объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек; различать после предварительного анализа понятия «питание» и «режим реки»; классифицировать по заданным признакам объекты гидросферы (моря, озѐра, реки, подземные воды, болота, ледники); выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам (при выполнении практической работы № 1); давать по заданным основаниям географическую характеристику одного из крупнейших озѐр России и оформлять в виде презентации (при выполнении в групповой форме практической работы № 2); приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения многолетней мерзлоты; сравнивать после предварительного анализа инструментарий (способы) получения географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения Земли; приводить с опорой на источник информации примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России; использования человеком воды; различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»; водопроницаемые и водоупорные породы; объяснять с опорой на источник информации образование подземных вод; сравнивать после предварительного анализа чистоту межпластовых и грунтовых вод; выявлять с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки артезианских вод; находить, использовать и систематизировать с помощью учителя информацию о поверхностных водных объектах своей местности; выбирать оптимальную форму представления географической информации (при выполнении практической работы № 3); выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости ресурсов пресной воды на планете; принимать участие в совместной работе при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата; объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели. Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка (11 часов) Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав и строение атмосферы; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха в разных частях атмосферы; содержание различных газов в составе воздуха; свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылѐнность); различать с опорой на источник информации понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять с помощью учителя амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; устанавливать после предварительного Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Погода и еѐ показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы их отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. Практические работы 1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. 2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. анализа зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных; определять с помощью учителя различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практикоориентированных задач; различать с опорой на источник информации виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер); различать с опорой на источник информации относительную и абсолютную влажность воздуха; называть с опорой на источник информации причины образования облаков, тумана; различать с опорой на источник информации виды атмосферных осадков; объяснять с опорой на источник информации направления дневных и ночных бризов, муссонов; различать с опорой на источник информации понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»; объяснять с опорой на источник информации годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах; объяснять с помощью учителя влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; различать с опорой на источник информации климатические пояса Земли; приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в атмосфере; влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; систематизировать с помощью учителя географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы № 1); устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы № 2); выбирать после предварительного анализа географическую информацию о глобальных климатических изменениях; находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности. Тема 3. Биосфера — оболочка жизни (5 часов) Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой. Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. Практические работы 1. Характеристика растительности участка местности своего края. Описывать с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки биосферы; границы биосферы; приводить с опорой на источник информации примеры: приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой; густо- и малозаселѐнных территорий мира с использование географических карт; экологических проблем, связанных с биосферой; выбирать с помощью учителя оптимальную форму представления географической информации; находить с опорой на алгоритм учебных действий информацию о состоянии окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы № 1); работать по заранее составленному плану учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой; описывать с опорой на алгоритм учебных действий растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы № 1); проводить с опорой на план наблюдения, фиксировать, и систематизировать их результаты; принимать участие в совместной работе, принимать цель совместной деятельности. Тема 4. Заключение Географическая оболочка – самый крупный ПК (5часов) Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, еѐ строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа (выполняется на местности) 1. Характеристика локального природного комплекса по плану Тема 5. Обобщение по курсу - (2 часа) Контрольная переводная работа. Обобщение по курсу Применять с помощью учителя понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи оболочек Земли; используя климатические и почвенные карты сравнивать после предварительного анализа почвы разных природных зон по естественному плодородию; называть с опорой на источник информации факторы, влияющие на образование почвы; объяснять с помощью педагога взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении практической работы № 1); описывать круговороты вещества на Земле; приводить с опорой на источник информации примеры особо охраняемых территорий мира и России; природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО; называть с опорой на источник информации причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты; извлекать информацию о выявлении примеров путей решения экологических проблем из различных источников. Темы для промежуточной аттестации: 6 класс «Оболочки Земли» Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «География», распределенные по годам обучения 6 КЛАСС Описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач, и извлекать еѐ из различных источников; приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения; сравнивать с помощью учителя инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных частей Мирового океана; применять с помощью учителя понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты гидросферы (моря, озѐра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; различать с опорой на источник информации питание и режим рек; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам; различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения многолетней мерзлоты; иметь представление о причинах образования цунами, приливов и отливов; описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение атмосферы; определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы; устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей; различать с опорой на источник информации: виды атмосферных осадков; понятия «бризы» и «муссоны»; понятия «погода» и «климат»; понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; иметь представление о глобальных климатических изменениях для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий: температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме; иметь представление о границах биосферы; приводить с опорой на источник информации примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; различать с опорой на источник информации растительный и животный мир разных территорий Земли; объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; сравнивать с опорой на источник информации особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в различных природных зонах; приводить с опорой на источник информации примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.